Эдгар Лейтан / Точка схождения

Многоуважаемые читатели моей колонки!
Вопросы некоторых из Вас о том, чем же конкретно Ваш покорный слуга (servulus) занимается, и как возможна этакая странноватая комбинация тибетологии, индологии, христианского богословия и арабистики с исламоведением, да и прочего вдобавок, понуждает меня на некоторые более подробные объяснения.
Так просто на него не ответишь. Но можно попробовать подступиться... 
Закончив в Австрии факультет католического богословия Венского государственного университета по кафедре сравнительного религиоведения, я параллельно обучался и продолжаю своё образование также на факультете филологии и истории культуры этого же университета в области востоковедно-филологических и историко-философских наук. Индология, тибетология, буддология и арабистика с исламоведением как-то сами собою попали в центр моих интересов.

"Не мне, не мне бы говорить о том, что это такое--общение с Богом. Об этом надо спрашивать тех, чьё знание--из опыта. Это очень не похожие на меня люди--подвижники, именно ради общения с Богом отдавшие всё и до конца. Об этом вновь и вновь говорится в евангельских притчах (...) Эти люди--знают."

С. С. Аверицев, София-Логос. Словарь. Дух i Лiтера: Киев 2001

"Вот и прожили мы больше половины...": повторяя вслед за Бродским эту "мантру" middle-life crisis, оглядываешься на пройденное и пытаешься сначала любоваться извивами, а потом и дальше -- пробовать разгадать хитросплетения того, что в повседневности зовут судьбой. Любоваться -- в состоянии благодушия, разгадывать же -- будучи разрываемым "демоном сомнения" (кажется, именно так это звучит в некоторых джайнских рефлексиях по поводу буддийской теории познания), когда душевно-расслабленной уверенности в себе нет и в помине...

Последние записи в блоге

И снова об экстремизме: политкорректность по-российски

Если Европа хочет остаться европейской, то европейцы не должны во имя мультикультурализма отказываться от европейской идентичности своего континента. Ради её сохранения они должны действовать мирно, — внешне и внутренне, — но без враждебности по отношению к исламу... Ясно, что европейцы пока к этому не готовы.

Бассам Тиби, Война цивилизаций: политика и религия между разумом и фундаментализмом (Bassam Tibi, Krieg der Zivilisationen: Politik und Religion zwischen Vernunft und Fundamentalismus)

Просматривая в последнее время различные публикации в российских сетевых СМИ, мне бросились в глаза высказывания российского руководства (президента и премьера) об исламе в контексте нынешней политики государства. Речь идёт якобы об усилении в российском обществе настроений исламофобии со стороны немусульман, грозящей перейти в повсеместную конфронтацию, и об их недопустимости.

О политкорректности, мультикульти и мягкой поступи тоталитаризма

Тоталитаризм как идея не связан не только с государством, с политическим режимом, политической идеологией или даже с характером спонтанно существующего общества. Сама проблема тоталитаризма — это не то, "как ты живёшь", а то, "как я мыслю". Тоталитаризм — …есть принудительность моего мышления. Это означает не то, что я мыслю, как другой, но и что другой мыслит, как я.

А. М. Пятигорский, Реакция философии на тоталитаризм

К вопросу о компаративистикe: слово защитительное

Эпоха телевизионных дискуссий не оставляет места для выражения нюансированных точек зрения: задан темп, обрывающий на полуслове всякое "но", всякую уточняющую оговорку.

С. С. Аверинцев, Переосмысляя современность (Круглый стол: Поворотные точки истории и мировой порядок)

 Говорить o религиях всегда непросто. И дело не только в необъятности тематического поля, множестве аспектов и точек зрения на этот поистине универсальный феномен человеческого бытия. Знаю, люди нерелигиозные со мною не согласятся, если я скажу, что человек постольку и является таковым, отличаясь от прочих живых существ, что ему свойственна религиозность. Возможно, не согласятся со мной и буддисты, которые возразят, что и у иных существ круговерти странствий сознания, подобно обитателям адов или разного рода духам, должна существовать некая духовная практика, а значит и религия... 

Мир через культуру? Разрозненные мысли вслух

Горе вам... лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников... Вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков.

Евангелие от Матфея 23:29,31

 Умонастроение части российского общества в последнее время, судя по интернетовским публикация, взбудоражено планирующимся введением в систему среднего образования религии. В единственном числе, если считать «религию» общим, собирательным понятием. Во множественном — если иметь в виду, что речь не об одном христианстве, но и об исламе, и буддизме, и иудаизме. 

Казусы текстологии в медленном прочтении

Мы стали внимательнее к своему внутреннему времени, времени нашего мышления, переживания и опыта.

Александр Пятигорский, Вспомнишь странного человека...

Мы уже неоднократно говорили о том, что любой текст, а тем более древний, релевантный с культурно-исторической или религиозной точки зрения, нуждается не только только в прочтении, но и в понимании. Последнее как будто бы разумеется само собою. А между тем всё не так просто, каким хочет казаться.

Христианство и модальная методология

Текст — это отсрочка для действия. Он позволяет обозреть много и выбрать одно, нас сосредотачивает и повышает уровeнь бодрствования.

Д. Зильберман, Приближающиеся рассуждения

Все, кто читали Новый Завет, наверняка помнят слова Первоапостола в I Послании Петра (3, 15): «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». 

1 ... 4 5 6 7 8

Популярное в разделе «Авторские колонки»