Hесколько часов назад окончил свой земной путь Григорий Соломонович Померанц, не дожив буквально месяца до полных 95 лет. Мне не довелось знать его лично, но довольно давно уже, ещё с 1980-х, я знал о его книгах и эссе. Что-то читал, о чём-то рассказывали мои знакомые. Какие-то знакомые у нас были общие. О Григории Соломоновиче мне много рассказывал С. С. Аверинцев, знавший его лично. Но мне-то удивительно другое: насколько глубоко известие о смерти иного, вроде бы лично незнакомого человека, может вызвать движение пластов сознания — ассоциаций и раздумий.
Чудные дела творятся. Очередной жалкий безумец отнял несколько человеческих жизней. Ну сделал, ну ужасно, слов нет. Невзрачный юноша с довольно заурядными чертами лица и тяжёлым, несчастливым взглядом. На вид физиономии — такой же убийца, как и привычно недоверчиво насупившийся в ожидании удара, затравленный сверстниками отличник. Кто не знает, может посмотреть в поисковике: "юрист Дмитрий Виноградов".
"Профессор Джон Л. Эспозито совершенно справедливо замечает, что "история исламской общины, начиная от Мухаммеда и до наших дней, может быть прочитана в рамках того учения, что излагает Коран в связи с джихадом. Коранические учения всегда имели существенное значение для взаимопонимания мусульман, их благочестия, мобилизации, экспансии и самозащиты.
Некоторое время назад один из моих читателей заметил по поводу фотографии некоего молодого католического монаха: дескать, не знает толком, "душевное или духовное" у того выражение физиономии. "Скорее душевное, нежели духовное", — добавил чуть погодя. Я сначала даже несколько растерялся, но быстро вспомнил, что так принято выражаться у размножившихся в последние два десятилетия доморощенных знатоков "святоoтеческих писаний", классифицируя "морды лица" сограждан.
Вот один стишок современного поэта Тимура Кибирова (род. 15.02.1955). Кому — забава, детская песенка. Несерьёзный курьёз „поэтического пересмешника“. А по мне так — в нём "весь Закон и все пророки". И какие после этого могут быть "тёмные силы", липкие страхи, вся эта смешная клерикальная мышиная возня за власть и влияние (называющаяся "обычной церковной жизнью"), споры тупоконечников с остроконечниками? Всё так просто — когда б не было так сложно. Просто надо б иногда, хоть изредка, вспоминать про этого, что на ослике.
О сущности антихристианского либерализма и интеллигентских "добродетелях"
Да уж. Всегда думал, что симпатии мои скорее на стороне людей, критически относящихся как к нынешнему режиму, так и к фанатика-фундаменталистам, называющим себя почему-то "христианами". Но в выложенном ролике видно, как простой православный парень спокойно и взвешенно пытается отвечать на задаваемые ему провокационные вопросы: "Что такое православие, как ты это понимаешь?".
Метафора-упрёк именующих себя "практиками" восточных премудростей вроде буддийской: "Как можно описывать страну, в которой никогда не побывал? Только практик имеет право, по-настоящему может..., и т. п."
Ответ самоназванным практикам: а как можно беззастенчиво утверждать, что "практически знаешь Путь", самостоятельно пройдя каких-нибудь 2-3 метра (в самом наилучшем случае) из известных по картам (текстам, знакомым традиционным начётчикам и востоковедам) нескольких десятков тысяч миль?
Чтение Розановских эссе освежает ум и расширяет сосуды. К его книгам и маленьким заметкам — регулярно возвращаюсь уже третье десятилетие. Всегда, когда нечто трудноуловимое гнетёт, и не хватает воздуха. Всегда найдёшь в нём созвучия своим недоумениям. Неудивительно, что ханжи или люди "идейные" его не любили и не любят. Не могут любить. Идеи на нём обламываются, и системы крошатся.