Александр Рутман / По-детски искренне

За годы издательской деятельности ярославец Александр Рутман, выпускающий книги под маркой своего имени и фамилии, получил признание как настоящий профессионал своего дела. Так "Храмы и святыни Ярославля" (2-е издание) признана лучшей книгой России в номинации «Лучшее издание духовной и историко-религиозной литературы» 18-го конкурса "Лучшая книга года", на XII выставке-ярмарке «Книжная культура Ярославского края» отмечено и издательство и книги, выпущенные им. Но главное, все же не награды, а та миссия, которой следует Александр Рутман - вернуть современным жителям Ярославля историю их города и готовность затратить на это все свои силы.

"В советское время я был физиком-структурщиком, ведущим научным сотрудником в отраслевом институте и 20 лет прекрасно существовал в науке. Потом началась перестройка, и электронные микроскопы стали никому не нужны...
Я издаю книги под своим именем. Я сумел его сберечь, работая в науке, и берегу сейчас. Я делал политические плакаты на выборах, но могу уверенно сказать, что ими я себя не испачкал. Мне предлагают издавать массу различных вещей, но я берусь делать только половину. Когда меня спрашивают заказчики: "Когда и за сколько вы сделаете книгу?", я их спрашиваю в ответ: "А почему вы думаете, что я ее буду делать?" Я ведь не рекламное агентство, которое берется за любой заказ!
...В краеведении главный принцип — работа с документами, без всяких вольных домыслов и вымыслов. На самом деле писать правду просто, нужно только хотеть ее видеть."
Александр Рутман

Книги о Ярославле и ярославцах, вышедшие под маркой одноименного издательства, восполняют пробелы в нашем краеведческом образовании. Гриф «Издатель Александр Рутман» имеется на таких известных фолиантах, как «Храмы и святыни Ярославля», «Церковь Ильи Пророка в Ярославле», «Красная книга Ярославской области», «На электрической тяге» (к 100-летию ярославского трамвая) и многих других.

Последние записи в блоге

«Словарь мастеров»

Одним из самых значимых краеведческих проектов, планировавшихся нами к празднованию 1000-летия Ярославля, являлось издание уникального историко-архивного исследования Александра Ивановича Шемякина.

По крупицам собирал он в старых документах сведения о мастерах художественных ремесел – иконописцах, столярах и резчиках, позолотчиках и серебрениках – работавших в XVIII–XIX веках. В итоге десятилетнего труда был составлен фундаментальный свод сведений, «словарь мастеров», в котором собраны данные более чем о тысяче ремесленников. Здесь выдающиеся художники национального масштаба, чьи работы хранятся в музеях и частных собраниях, и ранее никому неизвестные их ученики и подмастерья, заказчики их работ и поручители за качество исполнения... Мастера, трудившиеся во славу Божию, и те, кто делал мебель или столовое серебро для своего помещика. Материалы книги являют собой живой образец преемственности поколений (доказательно выявлены ремесленные династии, созидательно трудившиеся на протяжении долгого времени). Более четверти объема книги занимают указатели: географический, храмов и монастырей, именной.

Про Гагарина и бадминтон

О детстве вспоминать всегда интересно. А тут сам будущий бывший президент к воспоминаниям подтолкнул. Но все дела к столу не пускали.

Я вырос в Куйбышеве, но не в старой, «самарской» его части, а на Безымянке. Всего-то за несколько лет до моего рождения в десятке километров от Волги выросли здесь огромные заводы и вокруг них — новый город.


Владыка Иоанн (Вендланд)
Основу книги, предлагаемой вниманию читателей, составляют воспоминания Л. Б. Шишхановой о встречах с митрополитом Иоанном в 1977–1989 годах. Любовь Башировна приехала в Ярославль в 1972 году после окончания Московской консерватории, чтобы со временем стать «хозяйкой» органа Ярославской филармонии . В концертном зале и произошло ее знакомство с Владыкой — он часто посещал филармонические концерты, а в силу своего неустанного интереса к людям скоро познакомился и с органисткой. К счастью, Любовь Башировна вела в ту пору дневник — это придает особую ценность ее рассказам о встречах с митрополитом: их летопись не воссоздавалась по памяти, впечатления не искажены патиной десятилетий. Из повествования становится известным многое ценное и неповторимое: круг общения митрополита, его мысли о разных происходивших в стране событиях, его вкусы в литературе и искусстве. Нередко в своих беседах Владыка обращается также к прошлому, близкому и давнему. Со страниц столь достоверных воспоминаний встает удивительно живой и яркий образ, в котором исключительная духовная высота сочетается с необычайным человеческим обаянием.
Крест собаке

Начну издаля.

Пару лет назад мы с Женей Мухтаровым на Ярпортале разошлись в оценках начинавшейся в то время стройки на Брагинских «Очках» (если кто не знает: там на «полуострове» в безумно грязном водоеме стояло нечто символически бетонное, постоянно загаженное, но в честь годовщины Победы). Женя азартно выступал против (Не замай!), возмущаясь некоренной национальностью застройщика, против сноса бездарного бетона и появления будущего ресторана.

О прописных буквах и прописных истинах

Давненько не попадали мне в руки творения товарища Самознаева. И вот, на выставке в ЯОУНБ, брошюра «Стольный град» — каталог замечательной выставки ргадовских документов. Наш издатель здесь не только «технический редактор» (опять!), он – сам по простоте душевной признался на последней странице – еще и: «Вёрстка, корректура В. Н. САМОЗНАЕВ» (именно так, прописными буквами).

Вот такие методы полемики
«Скудость мысли порождает легионы единомышленников»
Из записных книжек Сергея Довлатова

Профессор Юрий Юрьевич Иерусалимский четко, ясно и прямо – в стиле 37-го года – ответил на мою критику его главного детища «Энциклопедии/Антологии». Его «Обращение» подписали три десятка людей, а сам он лично разносил донос по инстанциям (мэрия, областные дума и администрация, Ярославская епархия и пр.) с целой стопой «доказательств» моей вредоносной деятельности:

Замечания по поводу

"... когда власти надо, она умеет «мобилизовывать ресурсы»… Если честно показать расходы и на что они пойдут, то даже не надо будет «кошмарить бизнес», сами найдутся спонсоры, потому что очевидно: книга остается на века, а фейерверки, на которые с них привычно тянут деньги, длятся минуты. Единственное, что нужно — чтобы власть публично говорила о необходимости этого, чтобы она декларировала свою принципиальную поддержку, чтобы морально благодарила инвесторов таких проектов. Имя спонсора на книге останется навсегда". 

Держать планку

Шесть вопросов издателю

Издательство Александра Рутмана существует в Ярославле с конца 1993 года, и благодаря ему на свет появилось немало достойных исторических и краеведческих книг. Сегодня Александр РУТМАН у нас в гостях.

– Александр Михайлович, какие проблемы вы бы отметили в региональном книгоиздании вообще и ярославском в частности?

Букет энциклопедисту Часть III

«Энциклопедия… Антология» — «Хромая лошадь» ярославского тысячелетия

Прости меня, уважаемый читатель, не могу и не хочу я приступить к детальному разбору содержимого этой книжки «по существу». Точно такая же ситуация была год назад с ВООПиКовским изданием Баршевской: человек показывает мне свои замечания по конкретным историческим неточностям брошюры. Их не один десяток, есть и грубые, но все они в сравнении с одним, но «системным» огрехом — мелочи.

Именно он — принципиален, только о нем и следует говорить публично: ТАК нельзя делать научно-популярные книги, а адресованные детям — категорически…

Букет энциклопедисту Часть II

Немного истории

Почти до самого конца XX века я жил «перпендикулярно» своду знаний о Ярославском крае. Служил в издательстве «Линка-Пресс», параллельно издавал свои книжки. В конце первой зимы новенького XXI века мне позвонила Е. А. Кузнецова и пригласила приехать в Департамент архитектуры областной администрации для разговора об издании… «Энциклопедии». 

1 2

Популярное в разделе «Авторские колонки»