Неожиданный взгляд на текст «Слова…»

Сокровище древнерусской литературы поэма «Слово о полку Игореве» продолжает волновать умы россиян и вдохновлять их на творчество. Свидетельством тому – новая выставка «ЗаПечатленное Слово», открывшаяся на днях в Ярославском музее-заповеднике. Автор выставки – молодая художница из Санкт-Петербурга Дарья Гасюн. Она – художник, фотограф, преподаватель. Учит молодёжь тому же, чему некогда учили её саму педагоги на кафедре промышленного дизайна в Художественно-промышленной Академии.
Проект, посвященный «Слову о полку Игореве», от задумки  до его реализации, занял у художницы без малого десять лет. Однажды Дарья Гасюн задумалась: насколько мы, современные люди, улавливаем смысл древних текстов, всё ли понимаем, ту ли информацию считываем, какую некогда заложили в эти письмена их авторы. Первой работой в этом направлении стало для художницы изучение песен и сказаний Беломорья, вылившихся в дипломный проект «Рифмы мореплавательные». Затем было «Слово…».
Художница намеренно отказалась от иллюстраций поэмы (хотя полностью мыслей об этом не оставила, это – в будущем), и сделала попытку передать эмоциональное состояние от произведения с помощью фактуры самого текста. 
-По моей задумке художественный, эмоциональный образ должен проступать сквозь текст, - говорит Дарья Гасюн.  – В этом случае сама фактура текста становится образом, иллюстрацией.
Художница отдает предпочтение технике гравюры, офорта. В данном проекте Дарья работала с бумагой ручного литья, использовала технику глубокой и высокой печати, а также конгревное тиснение. Дело это очень хлопотное, но, по словам художницы, благодарное. Авторская бумага, рыхлая, ворсистая, с неровной фактурой,  куда восприимчивее к настроениям и замыслам художника, чем её фабричный аналог. За многие века процесс изготовления бумаги не претерпел практически никаких изменений, на создание одного листа бумаги у художницы уходит до двух дней. В отличие от многих художников, старающихся не посвящать зрителей в кухню творчества, Дарья не делает секрета из того, какими техническими приемами она пользовалась во время работы над проектом: сначала вырезала полтора десятка досок, на которых разместила полный текст поэмы. Затем каждую доску неравномерно, в зависимости от замысла, прокрашивала и делала оттиск.  Каждый лист доводился «до ума» вручную, тем самым становясь единственным в своем роде. 
Художница  призналась, что ей очень приятно  и волнительно представлять свой проект на экспозиции «Слово о полку Игореве», в тех самых стенах, в которых некогда был о обнаружено это сокровище. Хотя, если вдуматься, где же место проекту, вдохновленному «Словом…», как не здесь? Впервые этот проект был представлен зрителям в Москве, в музее Марины Цветаевой, которая очень высоко ценила это произведение. Ярославская выставка «ЗаПечатленное Слово» – вторая встреча с почитателями искусства. 
Проект «ЗаПечатленное Слово»   получился очень стильным и изящным, интеллигентным, безукоризненным как по замыслу, так и по уровню исполнения. Даже не вчитываясь в текст (собственно, Дарья Гасюн на этом и не настаивает),  зритель погружается в необъяснимо прекрасную атмосферу творчества, испытывая удовольствие от созерцания необычной бумаги, разноцветных оттисков, рельефных изображений, пытаясь разгадать не столько мысль автора «Слова…», сколько размышления художницы, нашей современницы, по этому поводу.  Очень приятно, что два оригинальных листа из этого проекта художница Дарья Гасюн решила преподнести в дар Ярославскому музею-заповеднику. В свою очередь заместитель директора музея-заповедника Ольга Троицкая преподнесла художнице на память о совместном выставочном проекте музейный подарок – редкую книгу «Вруцелето, эмблемат, апофегмат…». Этот фолиант уникален в своем роде и не имеет аналогов, он рассказывает о цельногравированных кириллических книгах и гравюрах в русских рукописях XVI- XIX веков из собрания Ярославского музея-заповедника. Самый подходящий дар художнице, увлекающейся рукописным наследием наших предков. 
Фото Елены Виноградовой.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»