Всероссийский музыкальный конкурс, учреждённый в марте 2010 года, призван возродить традиции своего легендарного предшественника – Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, проводившегося с 1933 по 1991 годы.
Первый Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей был учрежден Народным Комиссариатом просвещения в ознаменование 15-летия Советской власти. Весной 1933 года в Москву приехали 103 молодых музыканта: скрипачи, виолончелисты, певцы, пианисты.
Его победителями стали: Эмиль Гилельс (фортепиано), Борис Фишман (скрипка), Герц Цомык и Святослав Кнушевицкий (виолончель), Елена Кругликова, Ольга Леонтьева, Зоя Гайдай (сольное пение). Даже тем, кто не часто соприкасается с классической музыкой, два из этого списка имён, хорошо знакомы: Эмиль Гилельс и Святослав Кнушевицкий.
Чуть позже, к первоначальным четырём специальностям добавились: дирижирование, арфа, деревянные духовые инструменты, медные духовые инструменты, ансамбли.
Лауреатами Всесоюзного конкурса становились многие из молодых музыкантов, впоследствии завоевавших мировое признание. Вот только некоторые из них:
пианисты - Святослав Рихтер, Виктор Мержанов, Яков Зак, Яков Флиер, Мария Гринберг, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнев;
скрипачи - Давид Ойстрах, Елизавета Гилельс, Борис Гольдштейн, Юлиан Ситковецкий, Михаил Вайман, Лиана Исакадзе, Илья Груберт;
виолончелисты - Мстислав Ростропович, Даниил Шафран, Наталья Шаховская, Наталия Гутман, Каринэ Георгиан, Александр Рудин, Александр Князев;
дирижеры - Евгений Мравинский, Натан Рахлин, Александр Мелик-Пашаев, Константин Иванов, Юрий Темирканов, Юрий Симонов, Максим Шостакович, Валерий Гергиев.
Начиная с 1961, Всесоюзный конкурс стал ещё и отборочным к Международному конкурсу им.
П. И. Чайковского. По новым условиям, лауреаты первых премий по специальностям «фортепиано», «скрипка», «виолончель» и «сольное пение» получали право участвовать в Конкурсе Чайковского без предварительного отбора. И это было оправданно. Например, победители Всесоюзного конкурса 1961 г. — виолончелистка Н. Шаховская и скрипачка И. Бочкова — блестяще выступили на I конкурсе им. П. И. Чайковского в 1962 г., удостоившись, соответственно, I и II премии. Виолончелистка К. Георгиан — лауреат I премии Всесоюзного конкурса 1965 г. — выиграла III конкурс им. П. И. Чайковского (1966). Все победители конкурса 1977 года — М. Плетнев, И. Груберт, А. Рудин и А. Князев — спустя год стали лауреатами VI конкурса им. П. И. Чайковского (Плетнев и Груберт завоевали первые премии, Рудин и Князев — третьи).
К сожалению, Всесоюзный конкурс в 1991 году в связи с известными событиями перестал существовать. Но музыкальная жизнь в стране не остановилась и в новом столетии возникла необходимость и возможность вернуться к идее создания подобного соревнования. Новая история началась в 2010 году. Правительство РФ и Министерство культуры учреждают Всероссийский музыкальный конкурс.
Первый Всероссийский музыкальный конкурс, по утвержденному положению, представлял собой четырехлетний цикл состязаний:
В первый год музыканты участвовуют по номинациям: «Фортепиано», «Скрипка», «Виолончель», «Сольное пение».
Во второй: по специальностям «Камерный ансамбль», «Хоровое дирижирование» и «Оперно-симфоническое дирижирование».
Третий год: «Духовые инструменты, ансамбли духовых инструментов», «Ударные инструменты», «Орган» и «Арфа».
Четвертый, заключительный год цикла: «Народные инструменты» и «Дирижирование оркестром народных инструментов».
Далее весь четырехлетний цикл начинается снова.
Определено было и время проведения - с сентября по декабрь.
Этапы конкурса проводились во всех федеральных округах России, заключительный - в Москве.
Победители Первого Всероссийского музыкального конкурса по специальностям "фортепиано", "скрипка", "виолончель" и "сольное пение" 2010 года:
Первую премии в номинации фортепиано получила Елена Лось.
По решению членов жюри, первая премия на скрипичном конкурсе присуждена не была, вторую поделили Павел Милюков и Дмитрий Смирнов.
Первой премии по специальности "виолончель" удостоился Александр Рамм.
В сольном пении обладателями первой премии стали Геворг Григорян и Наталья Дмитриевская.
II Всероссийский музыкальный конкурс прошёл с 2014 по 2017 годы. Основные положения Первого конкурса были сохранены.
Важным добавлением было принятие решения допускать лауреатов первых премий по специальностям «Фортепиано», «Скрипка», «Виолончель», «Сольное пение» к участию в I туре Международного конкурса имени П. И. Чайковского без предварительного отбора. Так была возрождена традиция Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей.
III Всероссийский музыкальный конкурс был проведён с 2018 по 2021 годы.
Лауреат Первой премии этого конкурса в номинации «Фортепиано» Константин Емельянов (3 место на конкурсе П. И. Чайковского в 2019 г.) в ноябре 2022 году стал победителем Международной премии немецких пианистов (International German Piano Award).
С 2022 по 2025 годы стартует IV Всероссийский музыкальный конкурс. В 2022 году участники выступают в следующих номинациях: фортепиано, скрипка, виолончель, сольное пение.
Открытие конкурса прошло в Казани.
Номинация «Скрипка» (26 сентября- 3 октября). Первая премия — Усов Михаил (Москва).
Эстафету подхватила Уфа. «Виолончель» (12-18 октября).
Первая премия — Зайцева Мария (Москва).
Затем Ханты — Мансийск (1-7 ноября). «Сольное пение».
Первая премия среди мужчин - Константин Федотов ( Москва):
Константин Федотов: «… для меня это огромное счастье, честь и радость. Я готов творить уже с завтрашнего дня!».
Первая премия среди женщин по решению жюри не была присуждена.
И, наконец, 3 декабря в Малом зале Красноярской филармонии состоялся концерт- открытие номинации «Фортепиано» IV Всероссийского музыкального конкурса .
В концерте приняли участие лауреат международных конкурсов Александр Романовский (фортепиано) и Московский государственный симфонический оркестр, художественный руководитель и главный дирижер – Иван Рудин.
В программе концерта были исполнены произведения Д. Шостаковича, П. Чайковского, А. Лядова, С. Рахманинова.
Художественный руководитель и главный дирижер Московского государственного оркестр Иван Рудин : «Мы открываем праздничное событие Праздничной увертюрой Дмитрия Шостаковича, которая, как мне кажется, абсолютно подходит к случаю. Важен не только конкурс, важно еще и то, насколько он прекрасно, фундаментально организован, чтобы дать молодому участнику шанс на становление, на то, что музыкант будет востребован, у него появится своя публика, свои поклонники».
Лауреат международных конкурсов пианист Александр Романовский: «Надо проявить немалую смелость, чтобы встать на эту стезю. Творческое состязание, конкурс – это замечательный шанс, чтобы поставить себе цели и перевыполнить план. Желаю всем большого успеха на этой непростой творческой дороге».
Конкурс проходит с 3 по 9 декабря в Красноярской краевой филармонии и Сибирском государственном институте искусств им. Д.Хворостовского.
Успехов его участникам!
О том, как пройдёт этот этап конкурса, в следующей статье 10 декабря.