Разговор о вечном вне канонов

Насколько созвучно многоголосие языков современного искусства на религиозную тему каноническому православному искусству? Найти ответ на этот непростой вопрос пытаются участники выставки «Вне канона», открывшейся в залах Ярославского музея-заповедника. Организатор выставки – Государственный музейно-выставочный центр «Росизо» - пригласил для участия в проекте порядка пятнадцати современных успешных художников, уже получивших признание своего творчества и среди коллег, и у зрительской аудитории. Авторы говорят на разных художественных языках, но все они находятся в поиске визуального языка современной христианской культуры. Общность темы, вечной и непреходящей, воспитывает и у авторов, и у зрителей толерантное отношение к мировоззрению друг друга.

До Ярославского музея-заповедника выставка «Вне канона» экспонировалась в Нижнем Новгороде, там она прошла с большим успехом. Мария Терехова, куратор выставки, отметила, что представители православной церкви, побывавшие на выставке, с интересом и пониманием ознакомились с этой экспозицией.
- В этой экспозиции нет случайных и проходных работ, - сказала Мария Терехова. – Многие из представленных произведений провоцируют зрителя на диалог с автором, и мы искренне надеемся, что этот разговор состоится. 
- Это своеобразное, тихое, не пафосное откровение для Ярославля, - считает искусствовед, сотрудник Ярославского музея-заповедника Екатерина Змеева. – Тема, затронутая художниками-участниками этого проекта, очень актуальна в современном обществе.
Экспозиция выставки «Вне канона» размещена в двух залах. Первое, что бросается в глаза - инсталляция Гора Чахала со сложным названием «Проблема этико-эстетического детерменизма».  На сене стоит условная фигура «овцеволка» без кожи, выполненная методом 3D-печати и хромированная до зеркального блеска. Вся эта фигура состоит из множества зеркальных граней. Напротив него в разных местах выложены шкуры волка и овцы. По замыслу автора, посетитель, отражаясь в зеркальных гранях «овцеволка», делает свой «шкурный» выбор, кем быть: агнцем или хищником. По мнению Марии Тереховой, нравственный выбор всегда был в основе христианства, потому инсталляция Гора Чахала вполне органично вошла в экспозицию «Вне канона».
Произведения других авторов  не столь провокационны.  Куратор выставки считает, что современные скульпторы черпают вдохновение в пластике средневековья. Таковы работы одного из интереснейших российских скульпторов, осетинского мастера Лазаря Гадаева. Его скульптуры - своеобразная пластическая поэма о человеке, о его предназначении, подвластности судьбе и освобождении  от неё, которое даёт христианская вера.  Многие годы художник, уже ушедший от нас, работал над евангельским циклом, в который вошли выполненные в бронзе многофигурные композиции «Рождество», «Бегство в Египет», «Тайная вечеря».  На выставке в Ярославском музее-заповеднике представлена одна из работ этого цикла – «Рождество».  
Очень интересны работы московской художницы Ирины Зарон. Она – иконописец и церковный художник, много пишет на евангельскую тематику. На выставке представлен её триптих – «Ласкание Марии», «Преображение» и «Снятие с креста». Работы выполнены в очень оригинальной, авторской технике, выглядят точно затертые фрески. Это потому, что в качестве пигмента Ирина Зарон использует …обыкновенную землю, песок, тертый кирпич, глину. Не зря искусствовед Лилия Ратнер, говоря о произведениях этой художницы, отметила, что они всегда – «диалоги неба и земли».  Не меньший интерес представляют и белокаменные рельефы, выполненные мужем Ирины Зарон,  скульптором Сергеем Антоновым. И хоть Сергей Антонов себя считает провокатором в искусстве, он уверен: и в рамках канона можно делать современные вещи. Рельефы Сергея Антонова можно увидеть в Андреевском монастыре, в Москве, а Ирина Зарон расписывала иконостас в надвратном храме того же монастыря.   
Элитарны и завораживающе красивы работы мастера Бориса Черствого из цикла «Апология». Он принадлежит к московской школе скульптуры. Однако в рамках выставки «Вне канона» зрители могут познакомиться с очень лаконичными и стильными рельефами автора, требующими вдумчивого созерцания. Сюжеты произведений  Бориса Черствого «Вход Господень в Иерусалим», «Мария с младенцем», других едва прочитываются на бронзовых пластинах за счет игры фактур материала, металл сдержанно и благородно контрастирует с деревом основы. 
И на контрасте с этим минимализмом – яркая и сочная, сюжетная живопись Елены Черкасовой, умно и тонко играющей в примитив - «Овечка бедняка», «Добрый пастырь», «Буря». Однако именно благодаря «наивности» живописной манеры в работах Елены Черкасовой возникает такое редкое качество как непридуманность, убедительность созданного ею образа.  По мнению искусствоведов,  персонажи и композиции Елены Черкасовой словно находятся в до-иконном мире, в той древности, когда еще не сформирован канон, нет готовых решений и их приходится искать. На сайте портала «Православие и мир», о творчестве художницы сказано так: «По сути Черкасова даёт свой вариант  ответа на острейший духовный вопрос современного человека: как ему говорить о Христе и своей вере своими словами».
Не останется без внимания и скульптура из папье-маше в виде Библии, выполненная Лидией Шульгиной. Из раскрытой книги буквально выходит множество персонажей.  Библия в воображении автора не священный текст, не миф, а живая история живых людей.
Всего выставка московского музейно-выставочного центра «Росизо» «Вне канона» включает в себя несколько десятков живописных и скульптурных работ. Каждая по отдельности и в ансамбле групповой экспозиции они достойны самого пристального внимания.  Без сомнения, совместный проект «Росизо» и Ярославского музея-заповедника станет одним из главных выставочных проектов осеннего сезона в Ярославле.
Фото Елены Виноградовой.


 
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»