Время играть в куклы

В Ярославском музее-заповеднике открыта новая выставка «Такие разные куклы». Все экспонаты прибыли в Ярославль из Костромы, из музея уникальных кукол и игрушек, который открылся всего год назад. Однако сама частная коллекция кукол значительно старше. Её начала собирать жительница Костромы Надежда Шейко много лет назад. Одной из первых приобретенных ею антикварных кукол стала кукла знаменитой фирмы Арманда Марселя, одного из самых плодовитых и крупных немецких фабрикантов кукольного производства. За время своего существования его компания выпустила несколько миллионов (!) кукольных голов из бисквитного (неглазированного) фарфора. Одна из этих головок украсила куклу, приглянувшуюся Надежде Васильевне.

Примечательно, что в коллекции нет ни одной куклы,  которой бы играла сама Надежда Шейко  в детстве.  На вопрос, почему так получилось, коллекционер ответила:
- А время какое было, помните? Сначала война, потом разруха… Наши куклы были нарисованы на бумаге, и  платьица их тоже были бумажные. Вырезали наряды, прикладывали к фигуркам – вот и все наши куклы.
Точь-в-точь такая бумажная кукла с заготовками всего кукольного гардероба есть и на этой выставке. Она представлена в разделе советских кукол, появившихся на свет на рубеже 50-х годов прошлого века. Куклы одеты в форменные платьица той эпохи, рассажены за парты, на школьной доске надпись – 1953 год. Эта часть экспозиции  вызывает наибольшие симпатии у посетительниц старшего возраста. Стоя у витрины, они предаются воспоминаниям о том, как сами сидели в таких же фартучках, и как писали перьевыми ручками из чернильниц-непроливаек. 
Пожалуй, именно способность погружать посетителей выставки в их личные воспоминания о  собственном детстве и является главной изюминкой  этой экспозиции.  Этот «временной лифт» никак не просчитывался заранее устроителями выставки, но такие чудеса случаются всегда внезапно, как бы вдруг. Вот и я, стоя у витрины с винтажными куклами (винтаж – это то, что появилось на свет после 1930 года, а до этого времени, старше – уже благородный антиквариат) вдруг вспомнила об огромной кукле Тане, которая умела ходить, поворачивать голову и чревовещать слово «ма-ма». Кукла была подарена мне на один из первых дней рождения, была больше меня ростом, и потому вызывала благоговейное чувство страха – сама я на тот момент времени не умела ни ходить, ни говорить.  Удивительно, что об этой кукле я ни разу не вспоминала за все эти годы, а у музейной витрины  вдруг всё так чётко вспомнилось…
На сегодняшний день в частной коллекции более двух тысяч экспонатов. Большинство из них приобретает сама Надежда Васильевна, что-то дарят посетители костромского музея.  В коллекции есть антикварные куклы, приобретенные на аукционах в странах Европы, есть винтажные куклы, есть куклы-сувениры, одетые в костюмы бывших пятнадцати союзных республик. Эта «советская» часть коллекции, так называемые этнические куклы, однажды гостила на выставке в Баден-Бадене, где пользовалась большим интересом у посетителей. Но часто вывозить своих подопечных красавиц в свет коллекционер опасается: уж слишком хрупок старинный фарфор.  
Знакомясь с экспонатами выставки, можно изучать географию. Вот марионетки с острова Бали, игрушки из Вьетнама, Таиланда, Канады… Особенно хороши, на мой взгляд, оказались характерные немецкие куклы – у них такие же очаровательные и непосредственные гримасы, как у живых карапузов, их прототипов. Хотя и в рафинированных фарфоровых красавицах, демонстрирующих модные туалеты начала прошлого века, тоже есть свой неоспоримый шарм. Одно название «Кукла с флиртующими глазами» чего стоит! Из представленных на выставке двухсот экспонатов каждый посетитель наверняка отыщет себе куклу по душе. 

 Фото Ирины Пичугиной и Елены Вахрушевой.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»