"Пишу тебе поверх кирпичных стен"...

В Ярославле любителю театра жить выгодно и , если театрал не ленив и любопытен, то сумеет воспользоваться шансом, чтобы посмотреть гастрольные спектакли ведущих столичных театров и работы их коллег из других городов.
Поэтому когда идешь на спектакль неизвестного тебе до поры театра, то ощущаешь азарт и надежду на то,что может быть увидишь что-то яркое, отличающееся «лица необщим выраженьем».

Настоящей жемчужиной для меня оказался спектакль «Любовь. Письма» нового драматического театра Карелии «Творческая мастерская», приехавшего   в Ярославль в рамках федеральной программы «Большие гастроли». 

Театр «Творческая мастерская» сравнительно молод, ведет отчет со студии, созданной актерами Русского драматического театра КАССР в 1988 году. Спектакль «Завтра была война» по повести Бориса Васильева стал своеобразной карельской «Чайкой», заставившей зрителей и критиков заговорить о рождении  нового интересного театра. Затем были годы поиска своего пути: Литературный театр при Доме актера СТД Карелии, театр-студия, Карельский филиал Всероссийского объединения «Творческие мастерские», Государственный молодежный театр Республики Карелия «Творческая мастерская», наконец, Театр драмы Республики Карелия «Творческая мастерская».

В репертуаре «Творческой мастерской» сегодня А.Пушкин, А. Островский, Ф.Достоевский, М.Горький Н.Коляда, Е.Гришковец, Н.Коуард, А.Герни и др.
Жаль, что в силу обстоятельств мне удалось буквально впрыгнуть в последний вагон, и из интересного гастрольного списка,включавшего «Вассу» М.Горького, отмеченную на фестивалях, «Гранатовый браслет» по мотивам А.Куприна, «Другого человека» П.Гладилина, я увидела только «Любовь.Письма» А.Герни. Правда, мне очень повезло, поскольку поставил пьесу дважды лауреат   Национальной театральной премии «Золотая маска» Борис Цейтлин.

5anzgaKcTp4.jpg

В его  прочтении мелодраматическая история любви Мелиссы и Энди вполне претендует на жесткую драму, полную отчаянной борьбы героев  с судьбой. 
Вся история – диалог в письмах, которыми обмениваются влюбленные на протяжении всей жизни – с юности до преклонных лет. Двое людей, которые не могут жить друг без друга, и за всю жизнь позволили себе всего одну-единственную встречу. В чем загадка? Какие силы притягивали  друг к другу амбициозного мальчика из низов и взбалмошную, отчаянную девчонку из обеспеченной семьи?  Он сух, сдержан, весь подчинен стремлению  к карьере. Она – порывистая, дерзкая, ранимая. Контраст между ними слишком очевиден. Барьер, разделяющий влюбленных,  воплощен наглядно: сцену перегораживает прозрачная стена. (Сценография Бориса Цейтлина).На заднем фоне белый экран, на котором время от времени появляются строки писем или мелькают кадры хроники: беззаботные горожане на улицах 30-х, военные на хронике 40-х, семейство Кеннеди, Мэрилин, распевающая «Happy birthday». 

doc-13540-ph-gallery-14003-middle.jpg
 
Юные Энди (з.а.Карелии Дмитрий Максимов) и Мелисса (з.а.Карелии Наталья Мирошник)  подсовывают письма друг другу тайком под стену, перебрасывают их через верх, взрослые герои отчаянно швыряют ненужные безответные послания в воздух. Герои аккуратно выписывают любовные слова мелом на школьной доске или   покрывают яростными каракулями ненавистную стену. Изнывающая от тоски Мелисса посылает  письма на служащему на флоте  Энди в виде бумажных корабликов. Детски беззащитные, они тянутся один за другим по черному заднику, скрываются за кулисами, пропадают в пустоте.
0NUQtqD0LW0.jpg

Наталья Мирошник и Дмитрий Максимов дают в спектакле пример настоящего,подлинного партнерства. Спектакль, идущий  почти полтора часа, крепко сбит, динамичен, нет ни провисаний, ни малейшего сбоя темпоритма. Чем дольше их герои разделены в пространстве, чем дальше друг от друга разводит их жизнь, тем ощутимее возрастает напряженная связь между ними. Она почти осязаема и взрывается в кульминации, когда Энди и Мелисса, уже безнадежно разъединенные  семьями, обязательствами, страхами, вдруг огибают стену и отчаянно обнимают друг друга. Кажется, это выстраданное объятие невозможно разорвать, оно длится беконечно. И все же судьба берет свое. Энди отступает, для Мелиссы рушится последняя надежда, и она все глубже скатывается в яму отчаяния  и саморазрушения.

doc-13540-ph-gallery-14006-middle.jpg

 История более,чем узнаваемая, недаром, среди зрителей,выходящих после спектакля, звучали горько-ироничные реплики вроде: «Я даже знаю, кого мне они напоминают». Значит, создатели спектакля растревожили, растеребили в зрителе больное, сокровенное.

Почему люди,которым по сути в жизни нужна была только любовь, сделали все, чтобы от нее спрятаться? За письмами, перегородками,  мнимыми обязательствами перед обществом, эрзац отношениями с другими,  ненужными людьми.  Кто виноват? Судьба? Мужская модель поведения, которая с детства  навязывается Энди: если хочешь быть сильным и успешным, нельзя поддаваться слабости, а любовь, эмоции, страсти – разрушительны?  Страх потратить себя, душевные силы? Конечно, безопаснее и проще всю жизнь прятаться в панцире, как черепаха, и лишь после смерти Мелиссы с тоской признать, что любовь к ней  было   единственным настоящим в жизни.  Мелиссу  же напротив  подростковая жажда признания и любви, боль от непонимания,  разрывает на протяжении всей жизни, и только ответное чувство от Энди могло бы стать ее точкой опоры.  Мощная, сильная работа  неординарных, тонких артистов.

Спектакль «Любовь.Письма» стал завершающим аккордом первых гастролей Карельского театра «Творческая мастерская» в Ярославле.  Несколько встреч, которые подарили  радость от знакомства с неординарным  театром, очень хорошими артистами, несколько вечеров подлинного театрального единства артистов и ярославских зрителей. 



Использованы фото   с официального сайта и фото Алексея Светлейшего 
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»

  • Почему же с сохранением исторического наследия в нашей стране так плохо?
    Одну причину я уже озвучил в предыдущих публикациях: отсутствие общественного запроса. Обществу в массе своей плевать на это самое историческое наследие, равно как и на ещё множество вещей.
    Интересное в блогах
  • Как это было (1, 2)
    Никогда не думал, что дойдет до такого. Юрий Апухтин -  фигура знаковая , в моем понимании, глубоко порядочный человек, символ Харьковского Сопротивления. Но вот письма. И еще много таких же, в блоге и в личке, разными словами, но об одном.
    Лев Вершинин
    Связь времен
  • Как это было (3, 4)
    Продолжаю. Хочу отметить, что рассказываю то и только то, что знаю точно, стараясь избегать даже обоснованных умозаключений, а потому вопросов типа "О чем говорили с Киссинджером?" даже не касаюсь. Возможно, о чем-то и говорили, но меня там не было, подслушку я не подкладывал, и даже самые...
    Лев Вершинин
    Связь времен
  • Как это было (7, 8)
    Эта часть, надеюсь, предпоследняя. Задумывалась последней, но идут вопросы. В основном, такие, на которые отвечать нечего.  Уже раз сто сказал, что многого знать просто не могу (особенно по мелочам), личные мотивации персонажей знать тоже не могу, а некоторые вопросы просто наивны....
    Лев Вершинин
    Связь времен