Гармония без арифметики

Послевкусие семинара СТД «Авторская сцена» в Театре имени Волкова в Ярославле (7-16 июня 2012) Признаюсь откровенно, я ждала семинар «Авторская сцена» с сердечным трепетом. Мной не столько владело ожидание впечатлений от режиссерских прочтений и актерских работ (все же это были эскизы, поставленные с огромным напряжением сил, за неделю), сколько вопросы ремесла драматурга. Несколько лет назад судьба подкинула мне рождественский подарок: волшебник-режиссер, на фильмах которого я росла, - Александр Наумович Митта- стал моим учителем в кинодраматургии. С тех пор медленно, но упрямо я пробиваюсь в индустрию. Но слаб человек и жаден до удовольствий. Как засядет ему в голову какая мысль, так и гвоздем не вышибить. И станет он молчалив и задумчив. Грызла меня мысль - чем же отличается театральная драматургия от телевизионной и киношной.
Не в общих рассуждениях –«в одной больше слов, в другой – действий, картинок», а в приемах, в ремесле, «в кирпичиках, гвоздях и молотках».

В поисках ответа пересмотрела   уйму спектаклей в минувшем сезоне – репертуарных в Волковском и фестивальных. День за днем  билась я над загадкой - какими же средствами драматург не просто  рассказывает сюжет, а создает метафору. Как найти способ преподнести историю, адекватный метафорическому пространству театра? Как  театральные драматурги-то это делают?



А тут мне такой подарок – и драматурги, и театральные критики, и эскизы пьес – все в одном месте, да еще и ехать никуда не надо. Прямо с доставкой в родной город.
«Ловушку» Влада Граковского и ее обсуждение я  пропустила по независящим от меня причинам, посему о ней умолчу. Но поскольку в остальные два дня были подряд показы по два спектакля, каждый из которых шел не менее двух часов,то пищи для размышлений оказалось больше, чем достаточно.

Соглашусь,что  темы пьес «Кладовка»Р.Шабанова, «Харакири для возлюбленной» А.Зайцева и «Моя защита» Г.Ахметзяновой, отражают фобии, неприятие окружающего абсурда, и разрыв коммуникаций между людьми, которые авторами глубоко прочувствованы. Признаю, что в большинстве своем авторы  владеют литературным языком, и скажем речь героев пьесы Кати Рубиной   «Бабаня»,  на мой взгляд, сочна и остроумна.

Авторитетные эксперты, оценивая представленные тексты, находили в них такие глубины и метафоры, которые мне и в голову бы не пришли. Отношу это  на счет собственного скромного драматургического опыта.
Но на протяжении всех показов меня не покидало чувство недоумения. Мне все казалось, что драматурги пытаются доказать теорему Ферма, не  зная арифметики. Самые высокие замыслы и выстраданные идеи, заливавшие кровью драматургические сердца, и заставлявшие бить часами напролет по клавишам, утонули в многословии, провалились в пустоты, рассеялись,  как молекулы газа. Практически ни одна из виденных мной пьес (за исключением, пожалуй, «Бабани» К.Рубиной - симпатичной рождественской истории) не имели четкой структуры, выражавшей замысел. И не надо мне говорить, что, дескать, нельзя укладывать замысел современного драматурга в прокрустово ложе профессии. Пример – превосходная  история «Двое бедных румын, говорящих по-польски» Д.Масловской, абсурд, трагический гротеск  и захватывающая история в духе род-муви.

Я  стараюсь по возможности одобрять и страшно боюсь критиковать чье-либо творчество, поскольку знаю на своей шкуре, что чувствует автор, когда ему указывают на недостатки выстраданного детища. Но все комплименты и одобрения в адрес молодых авторов были произнесены куда более опытными и искушенными в драматургии экспертами. Потому  я с чистой совестью могу уравновесить их своей ложкой дегтя.
В «Кладовке» Р.Шабанова (Постановка И.Варанкина) хороша композиция – замкнутое пространство разобщенность семьи, члены которой  исповедуются сломанному телевизору. Здесь я почувствовала и возможности пространства-метафоры, и материал для актеров. Беда  в том, что  из пучины  монологов-исповедей сюжет так и не возник. Интересная заявка, не получившая развития. В итоге ощущение томительной двухчасовой  лекции и недоумение в конце – а зачем все это?

«Харакири для возлюбленной» А.Зайцева (Постановка С.Карпова)- эффектная завязка: девушка предлагает возлюбленному совершить ради ее каприза харакири, и все окружающие начинают его уговаривать. Но с мотивировкой не у всех героев ясно. Зачем главной героине это? Каприз?  Желание избавиться от мужа? Кто-то из окружения хочет уговорить Костю на смерть,чтобы погреться в лучах чужой славы. Кто-то мечтает о рейтинговом реалити-шоу. Кто-то мечтает попасть в «зомбоящик». Ну а мать? Никогда не поверю, чтобы она согласилась на смерть собственного сына из-за такой ерунды. Даже в мире абсурда должна быть какая-то логика, по которой живет персонаж. Она уговаривает сына умереть, не потому что героине это надо, а потому что драматург так захотел. «Вам, генерал, никогда не быть матерью»,- как говаривала героиня оперетты.

«Моя защита» Г. Ахметзяновой (Постановка г.Черепанова). Она определяется как «полупьеса» или «роман-пьеса». Сценическое воплощение доказало на деле, что инсценировать даже отличную прозу, - дело трудное и не всегда приводящее к успеху, поскольку драма и проза  существуют по совершенно иным законам. (Хуже нет,когда писатель  пишет сценарий или пьесу  по собственной прозе, на мой взгляд).А уж когда на сцене пытаются воплотить нечто среднее – «полупьесу», то и получается нечто «полу»: вялый сюжет, огромные монологи, тормозящие действие и ничего не раскрывающие нового в героях, отсутствие развития образов и катастрофически пропадающий конфликт. Хорошо бы все-таки, определиться для начала: где мухи, а где   котлеты,   где проза, а где   драма.
Героические усилия артистов включить свой опыт, «утеплить и очеловечить» в данном случае все же оказались недостаточными.

Зато настоящим подарком для Татьяны Исаевой стала роль Бабани в пьесе К. Рубиной. (Постановка О.Тороповой).Обаяние доброты, которое излучает героиня Исаевой на жителей разных стран, которые  в итоге собрались  в ее доме под новогодней елкой, вызвало такое глупое щемящее чувство, что захотелось простить все огрехи и недостатки драмы. Что-то родное, свое, знакомое с детства по бабушкиным песням, героиням Мордюковой, Клары Лучко, Зинаиды Кириенко, было в исаевской Бабане. Удивительно, но пьеса, где весь конфликт состоит из соседства  хорошего с еще более замечательным, не была ни слащавой, ни назидательной. Может быть, все-таки стоило хотя бы режиссерски чуть обострить «замороженность» чужих, встреченных Бабаней на пути, и  ярче показать их «оттаивание».Чуть больше сопротивления, тогда действие могло бы стать менее предсказуемым. Но в общем, эта работа оставила ощущение наиболее внятно рассказанной истории.
Я не отрицаю, что все представленные авторы пытались вложить  глубокий философский смысл и яркие метафоры в свои пьесы. Но все же, простите мою крамолу, зрителю как минимум должно быть интересно. Как минимум его надо погрузить в историю так, чтобы он с нетерпением ждал развязку и усваивал по пути или в финале предложенную философию. Это арифметика, которой меня учили в сценарной школе. Жаль, что не удалось мне увидеть ни алгебры, ни арифметики в пьесах, предложенных на семинаре, в отличие от пьес, показанных на читках «Игра с классиками» во время минувшего Волковского фестиваля. Но впереди еще осень, новый сезон  и кто знает – быть может новые читки.
На фото: показы в рамках семинара "Авторская сцена": "Харакири для возлюбленной", "Бабаня", "Моя защита"
Фото Театра имени Волкова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»