«Братья Карамазовы» в Волковском

Была на генеральной «Братьев Карамазовых» в Волковском.
Если коротко: динамично, коротко, ярко, громко.Есть неплохие актерские работы, но режиссерское прочтение за исключением сцены в морге меня не убедило.

Режиссер Роман Мархолиа решил представить трехтомный роман в современном ключе, адаптировал многонаселенное, многослойное, многоречивое произведение в духе кино – короче, динамичнее, активнее. Сцены разрезают титры на задней стенке декорации – названия эпизодов. Герои загнаны в прозрачные клетки с неоновой подсветкой, обращаются по телефонам, словно через стеклянную загородку комнаты для свиданий в тюрьме. Время от времени действие выплескивается на авансцену, так что непосредственных эмоций, передающихся от актеров к зрителям, так же вполне хватает. Плюс световой занавес, громкая, бьющая по нервам музыка и тихая перкуссия как иллюстрация дуэтных сцен.


С первых минут резкие выкрики, гротесково-изломанные жесты и загадочные телодвижения персонажей под тяжелую музыку поставили меня в тупик, но потом я как-кто зацепилась взглядом за Алешу Карамазова в исполнении Михаила Емельянова, почувствовала, что он примерно с таким же недоумением и болью смотрит на вакханалию страстей, причем родных ему людей, и с той минуты начался для меня спектакль по-настоящему. Как «инок в миру» живет, страдает и все-таки из последних сил несет любовь и сострадание окружающим, каким взглядом смотрит на них, как говорит, как подхватывает на руки бьющуюся в истерическом припадке Лизу (Екатерина Девкина), не давая ей упасть в пропасть цинизма и озлобленности. По-моему, вчера в роли Алеши Карамазова произошло рождение настоящего артиста, Михаила Емельянова.


Пока для меня спектакль рассыпается на эпизоды, причем актерские – хороши в сцене в морге Семен Иванов (Иван) и Иван Щукин (Смердяков), прекрасно сыграна сцена сумасшествия Ивана в суде. Ярка, остроумна, заразительна Анастасия Светлова в бенефисном выходе в роли Хохлаковой. Не боится же актриса, играющая героинь, чья красота сводила с ума героев в пьесах Мольера, Чехова, Андреева, предстать в острохарактерной роли глуповатой и самовлюбленной провинциальной кокетки. 


Интересные работы у Марии Полумогиной (Грушенька), Дарьи Таран (Катерина Ивановна). Яркий дебют на сцене в роли Лизы Хохлаковой у Екатерины Девкиной. Словом, для меня «Братья Карамазовы» в прочтении Мархолиа скорее пока набросок, эскиз с интересными актерскими работами, чем цельное произведение. Пока спектакль, на мой взгляд, скорее тяготеет к мелодраме о кровавых тайнах карамазовского семейства, чем к поискам ответа на вопрос: «Есть ли Бог». Впрочем, в финале две точки зрения – верующего Алеши и неверующего Ивана озвучены бесхитростно и прямолинейно. Но уже сегодня состоится встреча спектакля со зрителем, образно говоря, новорожденный сделает первый вздох, что-то сгладится, что-то поменяется, как это всегда бывает.Я желаю спектаклю долгой жизни и благодарного зрителя.





Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»