«Пока идёт снег»

Спектакль А. Галушина «Фото на развалинах» по одноимённой пьесе Д. Богославского театра Драмы республики Карелия начинается с крупного плана маленьких макетов, снятых на видеокамеру. «Этот мир не достоин красок» - восклицает подросток Елисей (Лесь), чьими глазами, вернее, чьим объективом, представлено утро этого города.


Елисей в исполнении Михаила Третьякова делится болезненным восприятием этого мира. Он рассказывает о трудностях, с которыми сталкивается: алкогольная зависимость матери, развод родителей, невзаимная любовь и первая ревность. В конечном итоге главный герой решает свести счеты с жизнью, однако его останавливает далекий голос. Оказывается, это Валерий Чебурканов – Альтер эго Елисея. Он сидит за соседней партой в классе или прячется под столом дома во время очередной ссоры с мамой. В нужный момент спешит появится и окликнуть героя, помочь ему, а порой отражает его внутреннее состояние. Когда Лесь внешне спокоен, Альтер эго беснуется, кривляется, злится. Это отражает остроту конфликта между внешним и внутренним состояниями подростка.

фото на развалинх 1.jpg

Сравнение Леся с главным героем романа «Над пропастью во ржи» Д. Сэлинджера очевидно в этом спектакле. Елисей увлекается фотосъёмкой заброшенных высоток, поднимаясь на которые, чувствует себя свободным, словно Холден, мечтающий ловить ребятишек над пропастью во ржи. Однако герой этого спектакля не способен сбежать из дома, наоборот, он хочет остаться, собрать по частям разваливающуюся семью. В этом страшном неблагополучии Лесь винит и себя.

Мать Елисея – Виктория Фёдорова, любит выпить в одиночестве и несправедливо невнимательна к сыну. Героиня преподаёт в местной театральной студи, хотя в молодости пылко мечтала стать великой пианисткой. Поэтому режиссёр подчёркивает конфликт их взаимоотношений с Елисеем на уровне музыкальной партитуры. Появления матери сопровождаются классическим звучанием, символизирующим взрослое консервативное поколение, Лесь же «звучит» современно: его музыка неоднородна, груба и неспокойна.

фото на развалинах 2.jpg

Панельно-подъездная конструкция художника спектакля Ютты Роттэ обрамлена золотистой рожью. Действие сопровождает видеоряд, выведенный на отдельный экран. На нём – соседский дом, в мелькающих окнах которого время от времени возникают мультипликационные силуэты: возлюбленная главного героя, маленькая девочка, о которой так мечтала мама Елисея, бутылки спиртного на балконах. Всё время идёт снег.

«В этом доме тяжёлый воздух», кажется, будто на мебель оседает пыль панельных дворов и заводов. Одиночество задувает в распахнутую форточку, и так хочется встретить чьи-то участливые глаза. Татьяна Савицкая – Алиса, влюбленная в Леся, а Виктория Бекетова – Наташа, в которую влюблён сам подросток. Девушки, в чувствах к которым главный герой запутывается. Обострённое восприятие мира Елисея не позволяет ему доверять окружающим. В мире Леся фотографии чёрно-белые, а люди холодные. От них веет морозным равнодушием. Героям страшно заглянуть друг другу в глаза, они обращаются к залу, будто в поиске поддержки, сочувствия.

фото на развалинах 3.jpg

В школу приходит новый учитель истории в исполнении Александра Галиева. Его приход вносит большие изменения в жизнь каждого. Елисей по началу ненавидит педагога. Он всячески пытается помешать на уроках, спорит, задаёт сомнительные вопросы, а потом и вовсе караулит учителя после школы. И всё это происходит лишь по одной причине – одноклассница Наташа, возлюбленная Елисея, без ума от историка. Но незаметным для всех героев образом, учитель лишь помогает обрести спокойствие и решить внутренние конфликты школьников.

фото на развалинах 4.jpg

                                                                                                                              Куралева Полина
Тюнина Аглая

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»