ИГ великого благоденствия (2)

Перечитав с десяток серьезных статей на важнейшую для понимания всего дальнейшего тему, с печалью осознал: детально разжевать идеологические предпосылки грядущего цунами не могу. Слишком глубоко надо погружаться в очень, скажем так, специфические материал.


Продолжение


Ваше Credo?


Перечитав с десяток серьезных статей на важнейшую для понимания всего дальнейшего тему, с печалью осознал: детально разжевать идеологические предпосылки грядущего цунами не могу. Слишком глубоко надо погружаться в очень, скажем так, специфические материал. Поэтому очень кратко: основная часть населения Сеннара, Дарфура и вообще северного Судана исповедовала ислам. Но ислам «народного» типа, по верхам, - примерно то, что в православии с оттенком презрения именуется «обрядоверием». А если возникала нужда в решении каких-то важных вопросов, за разъяснениями шли к улемам, в Судане (так уж вышло) работавшим в рамках строгого маликизма.

Однако в первой половине XIX века, после завоевания, все изменилось. «Власти, - указывает Пол Холт, - приняли меры для усиления роли ислама, однако ставку делали не на традиционный, маликитский, а на более мягкий шафиитский мазхаб, принятый в Египте. Естественно, возвращающиеся из Аль-Азхара суданские студенты вступали в жесткую конфронтацию со старыми улемами», - и естественно, ширнармассы, наблюдая эту конфронтацию, подчас переходившую в публичные склоки, терялись.

Понимание, к кому, ежели что, идти за верным советом, исчезло, а это вносило смятение в не слишком зрелые умы. Подрывала основы и веротерпимость «турок», не обращавших на разницу между мазхабами особого внимания, зато тесно сотрудничавших с христианами и евреями, стоявшими в социальной иерархии сразу вслед за ними, неизмеримо выше «черни», - и весь этот светлокожий истеблишмент воспринимался суданскими «базаром», как одна сплошная масса «неверных» чужаков-мироедов, причем «лицемеры» («турки») вызывали в массах куда большее отчуждение, нежели обычные «кафиры».

В итоге, традиционная вера в суждения «ученых людей», как истину в последней инстанции, треснула, а поскольку не верить никому, - то есть, остаться один на один с собой и своими проблемами, - мало кому под силу, «улица», говоря современным языком, «переключила канал». Мечети, разумеется, не опустели, но реальную популярность начали набирать тарикаты – суфийские духовные ордена и дервишские братства, открывавшие любому благочестивому человеку путь к Всевышнему через размышления, с возможностью выбирать себе наставника по вкусу, не вещающего генеральную линию «верхов», но четко формулирующего то, о чем шептались «низы».

Особым успехом пользовались ораторы вроде  шейха Бадави вад Сафия, бестрепетно рубившего в лицо властям правду-матку: «Вы называете себя мусульманами. Одному Аллаху известно, так ли это. А для меня вы только угнетатели моей страны». И чем более прямолинеен был наставник, чем больше его проповеди соответствовали чаяним коллективного подсознательного, тем больше людей шло к нему в поисках истины, и соответственно, тем жестче становились проповеди.

При этом, помимо «касс братской взаимопомощи», очень нравящихся неофитам, многие тарикаты, пребывая в хронической конфронтации с властью, формировали нечто типа «боевых отрядов», готовых защищать «братьев» от всяческих обид, что еще более привлекало терпил, растерянных тяготами новых порядков и оскорбленных появлением «неверных» на самых верхах властной пирамиды Судана. Не глядя на то, что как раз на самых верхах появлялись отнюдь не худшие…

Это, в самом деле, так. Накипь, осевшая в Хартуме, к власти особо не стремилась. Власть означала ответственность, и чем дальше на юг, тем тяжелее, а ответственности искатели удачи старались избегать. Не из трусости даже, - они и на слонов охотились, и в «белые пятна» лезли, - но только ради длинного пиастра, полагая риск во имя каких-то высших ценностей  уделом чудиков. Каковых, правда,  лихая эпоха рождала в изрядном количестве, и хотя  большинство энтузиастов, как уже говорилось, по итогам подвигов писало отчеты начальству, это же большинство, не забывая своего интереса, в первую очередь, как ни парадоксально,  мечтала принести пользу Египту.

Тот же Сэмюэль Бейкер, первый европеец, получивший в 1869-м звание паши и пост генерал-губернатора еще не завоеванного юга, создав таки огромную провинцию Экватория (весь Южный Судан, часть Уганды и Заира), к удивлению наблюдателей, категорически не брал мзды и умел находить общий язык с  «многобожниками». Более того, поставил дело так, что к его войскам (около тысячи, все мусульмане) местное население относилось, как к защитникам от арабов-работорговцев, которым  великий охотник на слонов спуску не давал настолько, что шокировал даже египтян. Правда, в 1873-м Бейкер-паша пошел на повышение, однако через год пост генерал-губернатора занял год другой паша, Чарльз Джордж Гордон, тоже «сын Вдовы» и «чудик», но куда более крупного калибра.


Если вас одолеет скука...


Расплываться не стану. Сухая справка: молодой офицер, отличившись в Крымской войне, по ходу которой изучил русский язык, потом, блеснув на полях второй и третьей «опиумных» войн и заговорив по-китайски, как китаец, уйдя со службы, «от скуки, из любопытства», в качестве частного лица объехал все Чжунго, добравшись до Сычуани. Затем, вернувшись в Пекин, принял участие в создании «Всегда побеждающей армии», - высокопрофессиональной ЧВК, - а вскоре возглавил ее, переломил ход войны с тайпинами и, уже в ранге «фудутун» (вице-маршал) и должности главнокомандующего армии Цин, добил Тайпин Тяньго.

После этого, вернувшись на службу Вдове с серьезным повышением, работал топографом в тогда еще не совсем Румынии, параллельно «от скуки», организуя  движение через Дунай и обратно «случайных приятелей» - болгарских гайдуков, шаливших на территории Порты. Далее, уже со знанием турецкого, румынского и болгарского, вновь ушел со службы, «из любопытства», в качестве частного лица, свободно болтающего по-арабски, оказался в Каире, произвел прекрасное впечатление на хедива и получил предложение возглавить Экваторию, где после отъезда Бейкера-паши не все шло гладко.

Посомневался, но (опять таки, «из любопытства» согласился, поехал на юг, всего за три года навел порядок, расширил территорию «колонии», свел к минимуму работорговлю (как сам он говорил, «два-три раба в хозяйстве не помеха, но люди должны знать меру», заслужил искреннее уважение «многобожников», да и мусульман (события последнего дня его жизни позволяет утверждать, что даже больше, чем просто уважение, но об этом позже), и в 1877-м стал губернатором всего Судана. Согласитесь, любопытное частное лицо.

За дело Гордон-паша взялся круто. В Экватории, учинив беспощадное, не глядя на связи, знатность и цвет кожи, служебное расследование по фактам жалоб, выгнал  всех, кто не соответствовал высокому знанию египетского чиновника. Перебравшись в Хартум, делал то же  на уровне  колонии, но, конечно, в меньших масштабах, поскольку там гнили уже наросло куда больше, чем на «свеженьком» юге. Активно создавал свою собственную команду, ориентируясь, конечно, на личную преданность, но, главное, на деловые и личные качества кандидатов, независимо от происхождения. Предпочитая, правда, если не англичан и шотландцев, но выходцев из небольших, лояльных Лондону европейских стран, а также арабов. Французов же, янки и «турок», напротив, старался держать от себя подальше.

В общем, крайне эффективный менеджер, и ближний круг сформировал «под себя», весьма успешно: «парни Гордона» прекрасно проявляли себя в самых сложных провинциях. Если, конечно, выживали. А это удавалось не всем. Кого-то пристрелили при странных обстоятельствах, кого-то растерзал бегемот, а, скажем, Карл Россе, полуалбанец-полумальтиец из Гданьска, называвший себя французом и свободно болтавший на 19 языках плюс, с немецким акцентом, по-французски, личный секретарь Гордона-паши, прибыв на губернаторство в проблемный Дарфур, спустя всего три дня чего-то не того поел. В качестве намека. Который, однако, услышан не был.

Гордон и его люди продолжали гнуть свою линию, - не глядя даже на недовольство Лондона, где ворчали, что-де «сложно понять, где для Китайского Чарли кончаются интересы его любимого Египта». Но это в Лондоне и в Хартуме. А суданская «улица», - кроме самого-самого юга, - в высоких материях ничего не смысля, сам факт правления иностранцев воспринимала, как «зулум», - тиранию неверных, - навязанную проклятыми «турками», которых, слушая новости о неудачах в войне с Россией, уже не считали непобедимыми.

И начались проблемы. Сперва, весной 1877, в Дарфуре, где появился прятавшийся в Сахаре принц Гарун, призвавший «правоверных» к священной войне за право свободно, ни от кого не скрываясь, торговать рабами, - но с горячим фурским парнем справились относительно легко и быстро. Зато на юго-западе, в субпровинции Бахр-эль-Газаль, телегу понесло. Тамошний губернатор, Сулейман вад аз-Зубейр, сын того самого аз-Зубейра, унаследовавший громадное состояние отца, его обширный бизнес, включая работорговлю, и тысячи вассалов, соглашался числиться в подданных хедива, но совершенно не желал быть обычным чиновником.

К тому же, после подписания Каиром конвенции о ликвидации работорговле в Судане, Гордону-паше пришлось заняться этим всерьез. Сам он, человек реальный, пытался на многие реалии севернее Экватории смотреть сквозь пальцы, понимал, насколько влиятельны работорговцы и до какой степени скуплена ими местная бюрократия, но против приказа не попрешь, - а мирно провести решение руководства в жизнь возможности не было. Данная отрасль кормила слишком много людей, и как бы ни враждовали арабские шейхи, в этом вопросе они были едины. Причем как с равными себе аристократами, так и с массами домашних рабов и базингиров, - что-то типа мамлюков, - прекрасно живших в уютном патриархальном рабстве, за сохранение которого готовы были драться с кем угодно.

Таким образом, требование Каира послать в субпровинции «инспекции» во главе с «парнями Гордона», считавшимися неподкупными, означало объявить открытую войну всей элите Дарфура и Бахр-эль-Газаля, в том числе, и вполне лояльной, но и саботировать исполнение приказа, к тому же, вполне совпадавшего с его убеждениями, было не в правилах Гордона-паши.


Это странное слово «свобода»


Ну и. Сознавая, что сместить Сулеймана, торговавшего рабами, никого не стесняясь, напротив, показывая всем, что ему на Каир и Хартум плевать, своими силами будет сложно, «Китайский Чарли» назначил губернатором не кого-то из своих парней, а некоего Идриса Абтара, олигарха почти того же уровня, что и сын Аз-Зубейра, специализировавшегося на слоновой кости. Добавив к личной дружине поехавшего принимать дела назначенца полк солдат.

Однако Сулейман атаковал войска сменщика и наголову их разгромил, тем самым начав мятеж против законных властей, и законные власти, получив основания пресечь беспорядки, приняли меры, вынудив зарвавшегося регионального царька бежать в Дарфур, к бедуинам-баггара, поставлявшим ему «живой товар» и тоже недовольным новыми правилами. Их было много, вооружены они были прекрасно, воевать учились с детства, и когда мятеж, расширяясь, вышел за пределы Бахр-эль-Газаля, на подавление двинулся сам Гордон-паша.

Человеку, сокрушившему Тайпин Тяньго, проблема сложной не казалась. Не гоняясь за летучими отрядами баггара на их территории, губернатор организовал блокаду всего юго-запада, действуя примерно также, как Royal Navy полвека назад против контрабандистов, вывозивших невольников в Америку. В «зараженные» районы было запрещено доставлять не только оружие и боеприпасы, но и все виды продовольствия, нарушителей ловили и, осудив в «особом порядке», вешали. К роме того, шейхам кочевых племен, еще не примкнувших к мятежу, а только собирающихся это сделать, было разрешено грабить тех, кто уже примкнул, и приток союзников к Сулейману прекратился.

Все это, вместе взятое, пусть не сразу, но дало всходы. К середине лета 1879 мятеж в Бахр-эль-Газале, именуемый каирской и лондонской прессой «последней войной Зла против молодой суданской Свободы», выдохся. Вожди баггара покаялись, пообещав, что больше не будут. Не видя выхода и не желая скитаться невесть где в нищете, Сулейман, три его «генерала» и пять «полковников» сдались в плен, но на следующий день, выяснив, что прощение если и будет, то только после суда, попытались бежать и были застрелены охраной.

Никакой подоплеки эксцесс не содержал, - попытку к бегству видели многие и все, в том числе, и единственный никуда не побежавший и потому оставшийся в живых «полковник», подтверждали, что сын аз-Зубейра со товарищи, в самом деле, пытался бежать, - но по «улице» поползли слухи о «подлом и вероломном убийстве, за которое неверным нужно отомстить». Досталось и шейхам баггара, «предавшим героя и ставшим пособниками вероломных кафиров». Не обошли вниманием и особо бесившее правоверных участие в подавлении мятежа «многобожников», вызванных губернатором из Экватории.

А плюс ко всему, сразу после того, в июле 1879, новый хедив Тауфик, усаженный на престол «революцией», о которой подробно рассказано в «египетском» цикле, отозвал Гордона-пашу в Каир, поручив ему возглавить сложнейшую миссию в Эфиопию, и хотя предполагалось, что ненадолго, вышло иначе. Поскольку «Синьцзянский кризис», как раз в это время накалившийся добела, мог вот-вот вылиться в войну Чжунго с Россией, руководство Срединной Империи попросило друзей в Лондоне разыскать фудутуна Го и передать ему, что Дом Цин нуждается в своем вице-маршале, лондонские друзья, поразмыслив, просьбу исполнили, и Гордон-паша, подав в отставку, уже как частное лицо, чисто «из любопытства» отбыл с Ближнего Востока на Дальний, посмотреть, что творят уйгуры, а на его место прибыл чистокровный «местный», сын суданского араба и эфиопки, Мухаммед Рауф.

В принципе, хедива  можно понять. Скамейку запасных футудун Го оставил шикарную, все парни были в теме, все были при деле, - но, будучи под впечатлением от событий в Каире, где «улица» требовала «национального правительства», хедив Тауфик решил, что такая мера успокоит и Судан. «Парней Гордона», кроме губернатора Экватории,  вывели в кадровый резерв, в Хартуме построили три мечети, но тише не стало. Тем паче, что из метрополии доходили мало кому на местном уровне понятные, но тревожные вести о «бесчинствах европейцев», военном перевороте, неизбежной войне, - и «улица» заедино с «базаром» умозаключила, что воистину наступили последние времена, а следовательно, со дня на день можно ждать явления Махди.

Продолжение следует.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»