"Здесь и сейчас" - графика не для всех

Выставку современной графики "Здесь и сейчас», открывшуюся в выставочных залах Союза художников, общедоступной не назовешь. Нет, доступ к ней открыт – милости просим, вот только далеко не до всякого сердца, не до каждой души удается достучаться графическим шедеврам современности.
Завсегдатаям вернисажей на улице Максимова хорошо известны стайки бабушек-старушек, не пропускающих ни одной художественной премьеры. Они приходят задолго до начала «тронных» поздравительных речей, и покидают залы лишь тогда, когда последний фуршетный пирожок бывает съеден. Так вот, на выставке графики вердикт этих ценителей прекрасного был суров – «понавешали всякой хрени». Клянусь, слышала собственными ушами.
На этой выставке рождаются скорее не чувства, не эмоции от увиденного, а мысли – почему художники, начинающие и маститые, выбирают столь непростые пути в искусстве? Что они хотят этим сказать? Что творится в их душе, когда на лист бумаги выплескиваются такие произведения искусства?


Целый зал в экспозиции «Здесь и сейчас» отведен работам столичной художницы Клары Голицыной. Знатоки-искусствоведы её называют «живым классиком искусства постмодернизма». Она начала свой творческий путь в середине прошлого века, много лет проработала в закрытом конструкторском бюро В. Н. Челомея, воплощая в плакатном жанре космические проекты. В 80-х годах, оставив госслужбу, посвятила себя живописи. Начинала свой путь в лоне реализма, однако вскоре ушла в авангард (его вторую волну), создавая достаточно оригинальный художественный продукт. Тот факт, что работы Клары Голицыной находятся в собраниях Третьяковки и Русского музея, не позволяет усомниться в ее непрофессионализме. Другое дело, что авангард – далеко не каждому «по зубам». На выставке «Здесь и сейчас» представлен десяток одноплановых листов: в основе композиции узнаваемый (или не узнаваемый, поскольку нарисован лишь силуэт здания) архитектурный объект, который заштрихован в разных направлениях яркого цвета линиями. Называется это «Визуальные конструкции». Безусловно, штриховка имеет какой-то смысл (по крайней мере, я надеюсь на это). Но глаз, избалованный реалистическими пейзажами и натюрмортами, превалирующими на наших ярославских вернисажах, или сюжетной живописью, навскидку этот смысл уловить не в состоянии. Имя художника– Клара Голицына – запомнилось, да, а вот -  к чему все это нарисовано, почему – не пойму (пока!). 


Второй автор – Александр Аханов, костромич. Собственно, как сейчас модно говорить, произведения именно этого художника «сделали для меня» эту выставку (клише фразы выглядит так - «это событие сделало мой день»). И хотя много лет подряд я любила Аханова – мастера стильного женского портрета, живописца, лихо работающего с ярким цветом и тонко чувствующего свет, теперь я познакомилась с черно-белым, философски-настроенным Ахановым. Знакомство оказалось приятным и познавательным, и вовсе не зачеркнуло Аханова-живописца. Не все мысли автора, зашифрованные в графическом послании, мне удалось прочесть. Но, по крайней мере, он дал возможность зрителю насладиться безупречной линией рисунка. Работа «Впередсмотрящий», где распятый за ниточки герой оторвал собственную голову и приподнял ее повыше, чтобы увидеть что-то там впереди, просто ужасает своим замыслом. Но исполнение, повторюсь, безупречно. Конечно, на мой, далекий от профессионализма, взгляд.  А «Маленький принц» Аханова просто очень трогателен. 
Из других работ запомнилась серия коллажей ярославского автора Ольги Волковой – грибы разного сорта, рассуждающие о демократии. Цитаты разных философов и писателей на заданную тему написаны от руки, грибы наверняка вырезаны из какого-нибудь старого журнала «Юный натуралист». Одинаковые маленькие рамочки 13 на 18 см (или 16 на 24 см, за точность размеров не поручусь, так как с глазомером у меня не очень) смотрятся забавно или даже где-то стильно. По крайней мере, раздражения не вызывает. Для Ольги Волковой характерны такие провокационные моменты, она умеет заметить что-то необычное в повседневном, и поместив его в другой контекст, заставляет играть новыми красками. 
Алексей Мухин (Кострома) представил серию «Граффити». Любители этого вида актуального искусства (а таких в городе немало, если судить по безобразно разрисованным вдоль и поперек домам в Ярославле) наверняка смогут оценить это по достоинству. Я, уж извините, не могу, потому что насмотрелась на городское граффити безо всякого вернисажа.  Уличные граффитчики насильственно просвещают ярославцев в этом направлении, не спрашивая на то никакого разрешения.
Вышеназванными авторами, конечно, экспозиция выставки «Здесь и сейчас» не ограничивается.  Есть и другие. Но я упомянула только о тех, кто запомнился по разным причинам. Выставки современной графики «Здесь и сейчас» художественная галерея Костромы проводит раз в три года, начиная с 1997 года. Эта выставка – 16-я по счету. В ней приняли участие художники Москвы, Ярославля, Кинешмы, Нарвы. 
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»