XXII фестиваль искусств «Преображение»: день за днем. День второй.

Основной площадкой второго фестивального дня стал концертный зал имени Леонида Собинова. Здесь состоялся концерт одного из лучших отечественных хоров – хора Московского Сретенского монастыря. По оценке культуролога и музыканта Сергея Чеснокова, «Сретенский хор – это удивительный мостик, где прошлое встречается с будущим, где явственно ощущается связь времен».

Сколько веков стоял Сретенский монастырь (а основан он был в конце XIV века в память о чуде, когда ради избавления Москвы от нашествия войск Тамерлана было решено перенести русскую святыню, Владимирскую икону Божией Матери, из Владимира в Москву. И Тамерлан, повествуют легенды, увидев вещий сон, вдруг переменил решение о наступлении), … так вот, сколько веков стоял Сретенский монастырь, столько существовали и хоры при нём.  Впервые  широкую известность певчие обители  обрели  в XVII столетии, когда сопровождали торжественные общегородские крестные ходы.  Не стало хора лишь в 1925 году, когда был закрыт и Сретенский монастырь. 
Новая история хора Московского Сретенского монастыря начинается с возрождения обители в середине 90-х годов прошлого века. В 2005 году, по благословению архимандрита Тихона (Шевкунова), хор возглавил его нынешний регент – Никон Степанович Жила, выпускник знаменитой  «Гнесинки». Он – сын священника, с детства пел в хорах Троице-Сергиевой Лавры. 
Основа хора – студенты Сретенской семинарии,  а также выпускники Московской духовной семинарии и Академии. Часть коллектива – вокалисты из Московской академии хорового искусства, Московской консерватории и Академии музыки имени Гнесиных.  По оценке специалистов,  каждый из тридцати хористов – настоящая находка для творческого коллектива, есть  среди участников хора и собственные композиторы и талантливые аранжировщики.
Кроме регулярных служб в Сретенском монастыре, хор принимает участие в особо торжественных патриарших богослужениях в Московском Кремле, а также участвует в международных музыкальных конкурсах. 
«Первая задача хора – это участие в богослужениях. Два раза в неделю коллектив полным составом поет в храме – рассказывал регент Николай Жила в интервью «Российской газете», - Но есть ещё одно направление, которое близко нам. Это русская песня ХХ века. В этот период, когда православная вера была гонима и насильственно изгонялась из памяти народа, были созданы удивительные песни, которые чем-то, и пусть весьма отдаленно, но заменяли в душах людей неизвестные и молитвенные состояния». 
Выступлениям хористов Сретенского монастыря аплодировали слушатели четырех континентов, концерты состоялись в более чем 35 странах мира, их по достоинству оценили ценители музыки Парижа и Лондона, Рио-де-Жанейро и Женевы, десятков российских городов. 
В репертуаре хора, помимо духовной музыки, собраны лучшие произведения песенной традиции России – русские, украинские, казачьи песни. Особой любовью слушателей пользуются песни военных лет в исполнении хористов, такие как «На сопках Маньчжурии», «Эх, дороги!», «Враги сожгли родную хату» - эти песни в исполнении хора звучат акапелла. А всеми любимые романсы «Утро туманное», «Белой акации гроздья душистые» в хоральной аранжировке не оставляют равнодушным ни одного сердца.  
И, «под занавес» этих небольших заметок еще одна реплика Сергея Чеснокова: «Выступления Сретенского хора – это всегда спелая гроздь, роскошный, ломящийся от всевозможных яств духовный пир». Именно на таком пиру угощались вечером второго фестивального дня счастливчики, которым довелось побывать на концерте Московского Сретенского хора в Ярославской филармонии.

P.S. При подготовке материала использована информация с официального сайта Сретенского монастыря. Там же позаимствованы и фотографии.


 
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»