XXII фестиваль искусств «Преображение»: день за днем. День первый.

По многолетней традиции официальному открытию фестиваля предшествовали литургия, праздничный молебен и церемония освящение яблок – ведь 19 августа отмечается Яблочный Спас, которые прошли в Спасо-Преображенском соборе, расположенном на территории Ярославского музея-заповедника. Своё имя – «Преображение» - фестиваль получил именно в честь Спасо-Преображенского собора, древнейшего каменного храма Ярославля, бесценного памятника архитектуры и живописи 16 века. Служба в Спасо-Преображенском соборе бывает крайне редко, всего два раза в год, и открытие фестиваля «Преображение» – уникальная возможность стать соучастником этих событий. Не удивительно, что ею воспользовались сотни ярославцев и гостей фестиваля, которые пришли на праздник с корзинами, полными румяных яблок.

XXII фестиваль искусств «Преображение» проходит в дни юбилейных торжеств  в честь 700-летия Толгского монастыря.  Это важное событие не только в жизни русской православной церкви, но и отечественной культуре, а потому оно не могло не найти отражения в фестивальной программе.  В зале «Классика» Ярославского музея-заповедника открылась персональная выставка московского фотографа Владимира Орлова «От Рождества до Преображения…».  Автор выставки  - неоднократный участник и лауреат различных престижных фотоконкурсов, таких как  Best Russianscape 2011, The best of Russia 2011 , 2012 , 2013 годов, многих других. 

Лейтмотив выставки  «От  Рождества до Преображения…» – сегодняшний день древней Толгской обители, история которой началась с обретения иконы Толгской Богоматери в 1314 году. Вдумчивое и неравнодушное  фотоповествование Владимира Орлова о жизни Толгского монастыря  и его  насельницах – результат четырех поездок автора в монастырь в качестве послушника. На вопрос, в чем же состояло его послушание, Владимир ответил: «И метлой махал, и бутылки закручивал на Крещение, и по фотографической части… Словом, что скажут сестры, то и делал». Сначала обитательницы монастыря, привыкшие к уединению, пугались человека с фотокамерой, но с течением времени с некоторыми сестрами фотографу удалось наладить приятельские отношения.   И многие фотографии появились на свет благодаря подсказкам сёстрам Толгской обители, монашки одновременно являются и персонажами фотоснимков и соавторами фотохудожника. 

На выставке представлено четыре десятка аскетичных черно-белых фотографий, которые заставляют проникнуться духовной атмосферой обители и прикоснуться к закрытому от внешней суеты  монастырскому миру.  Располагает к длительному, вдумчивому созерцанию фотографий и то обстоятельство, что все они носят не постановочный, а репортажный характер. Тем они и ценны.  Не даром в день вернисажа фотовыставки в зале «Классика» собралось немало ярославских профессиональных фотографов. К слову, выставка будет работать в музее-заповеднике до конца сентября, так что шанс познакомиться с нею будет у многих ярославцев. 

А музыкальное открытие фестиваля состоялось вечером 19 августа в концертном зале имени Леонида Собинова.  Честь выступить первыми в фестивальной программе выпала Ярославскому государственному симфоническому оркестру, филармонической хоровой капелле «Ярославия» и солистам  из Москвы – Татьяне Минеевой (сопрано), Полине Шамаевой (меццо-сопрано),  Алексею Неклюдову (тенор)  и Дмитрию Орлову (бас).  За дирижерским пультом  был Евгений Бушков (Москва). Музыканты исполнили «Реквием»  Алемдара Караманова.  

По оценке композитора Дмитрия Шостаковича Караманов – «…композитор не просто одаренный, а гениальный. Его имя совершенно незаслуженно выпало из внимания». Эти слова Шостаковича об Алемдаре Сабитовиче Караманове долгое время оставались «гласом вопиющего в пустыне». И только в последние годы уходящего столетия у публики, исполнителей и исследователей возник устойчивый, все возрастающий интерес к его музыке. Караманов окончил Московскую консерваторию по двум факультетам, учился в аспирантуре у Дмитрия Кабалевского и Тихона Хренникова,  до конца своих дней композитор жил и работал в родном Симферополе. Период напряженных, противоречивых исканий завершился у композитора обращением к религиозной тематике, которая на многие годы стала целью и смыслом его творчества. Сам композитор Алемдар Караманов так отзывался об этом: «Религия как первичный импульс порождала мое вдохновение, поднимала на новую высоту все мое творчество». По словам заместителя директора Ярославской филармонии Григория Быкова, «Караманов  был композитором-авангардистом, и старался средствами современной музыки пропагандировать Слово Божье». В сентябре этого года Алемдару Караманову, народному артисту Украины, лауреату Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко, исполнилось бы 80 лет.  Прозвучавший в программе фестиваля «Преображение» его «Реквием» - наша дань памяти талантливому композитору.

 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»