Еще до начала выступления артистов из Национального академического народного хора республики Беларусь имени Г. И. Цитовича внимание публики привлекли потрясающей красоты костюмы хористов – голубая вышивка на белом льняном поле. Ничего не напоминает? Ну, конечно, нашу родную гжель. Этот коллектив связывает с Ярославлем и теплая дружба, и давние, крепкие творческие связи. Артисты выступали в рамках праздничной программы, приуроченной к тысячелетию Ярославля, и до сих пор с удовольствием вспоминают и наши роскошные дворцы культуры, и теплый, дружеский приём ярославской публики.
- Нам очень приятно принимать участие в фестивале «Преображение» - говорит главный хормейстер Иван Константинович Абразевич, - здесь, на территории музея, удивительно легко дышится, а аура такая, что просто хочется петь.
Концертная программа белорусских артистов «Глубинные голоса земли Белорусской» - не просто набор концертных номеров, песни и танцы, это продуманное, срежиссированное музыкально-танцевальное действо с высоким градусом имперского пафоса и статусности. Это и понятно: гости представляют свою страну, и надо держать марку. Принимали белорусов очень тепло, аплодировали с жаром, хоть некоторые зрители и гнули поначалу удивленно бровь, когда услышали, что конферанс концерта идет на белорусском языке – дескать, что, и русскую речь уже позабыли?Концертную эстафетную палочку у артистов Беларуси подхватили столичный академический русский концертный оркестр «Боян» (художественный руководитель и дирижер - народный артист СССР и России, профессор Анатолий Полетаев) и филармоническая капелла «Ярославия». В концерте, названном «О России с любовью» прозвучали духовные и народные песни, романсы русских композиторов Рахманинова, Мусоргского, Глинки, Чеснокова. Коллектив «Боян», названный именем легендарного певца-сказителя Древней Руси Бояна, был создан в 1968 году одним из ведущих музыкантов России Анатолием Полетаевым как экспериментальный: народные инструменты были оснащены радиоаппаратурой, что позволило балалайкам, домрам и гуслям обрести новый колорит, объемность звучание и широчайший диапазон. Создатель оркестра Анатолий Иванович Полетаев ставит перед музыкантами «Бояна»очень высокие задачи: «побуждать национальное самосознание, служить народу, просвещать и одухотворять — чтобы слушатели, приходящие на концерты, становились чище, добрее, возвышеннее и умнее». Думаю, что после состоявшегося концерта этот мощный посыл достиг сердец слушателей.Финальную точку (а точнее, восклицательный знак, и даже не один!) поставил в конце фестиваля новый музейный проект «Предметный разговор». Это действо в семи картинах с прологом и фейерверком стало «тезкой» большого музейного проекта, удостоенного в рамках «Интермузей-2014» гранта фонда Владимира Потанина. Не ошибусь, если предположу, что Ярославль подобного зрелища ещё не видел. На одной сценической площадке сошли анимация и джаз, колокольные звоны и древнейшее гончарное мастерство, видео-арт и перформанс. Куратор проекта Катя Змеева пояснила, что суть проекта в том, чтобы представить брендовые музейные вещи средствами актуального искусства. Как это можно сделать? А вот как. Например, глиняный горшок, датируемый XII-XIII веком, найденный на территории Рубленый город. На авансцене мастер усаживается при всем честном народе лепить на гончарном круге горшок. А рядом с ним, с той же деловитой сосредоточенностью другие участники проекта (группа «Творческая дача» из Ижевска) размазывают такую же глину по себе, с головы до ног, постепенно превращаясь в глиняных человечков. Зрители впали в ступор – как? Что? Зачем? Что они делают? Остановите их! Куда там! Артисты, подняв над головами огромные круги, уже вращаются вокруг себя, совпадая по ритму с вращением гончарного круга – они и «глина», и «гончарный круг», и олицетворение вековой мастеровой народной традиции. Этот «завод» заканчивается лишь тогда, когда горшок у гончара готов. И тут гончарные круги в руках артистов превращаются в оружие, они уже загоняют огромного картонного мамонта, рискуя смять в азарте охоты первые ряды зрителей. Бивни мамонта – еще один музейный экспонат, давший повод для «предметного разговора»… А мамонт между тем «превратился» в карету губернатора Мельгунова, и так далее, и тому подобное, и все это под дивный вокал Маруси Ханыковой и Мити Кузнецова, оригинальную, написанную специально для этого проекта музыку Стаса Майнугина, бой колоколов, и ослепительный, ошеломительной красоты фейерверк! Простите великодушно, но пересказать все действо словами – просто невозможно! Драйв, нерв, шок, безумный, ощущаемый всеми порами кожи накал креатива… Это надо было видеть, и жаль, что вы этого не видели!
XXII фестиваль искусств «Преображение» уже стал историей. Но будет новый год, и новое «Преображение», и вновь Ярославский музей-заповедник соберет на своих мероприятиях старых и новых друзей.
Фото Елены Виноградовой