Выставка названа с потаённым смыслом - «Междуречье». Но не в том смысле, что «между рек», хотя географическая близость знаменитой Волжской стрелки к тому месту, где имело место быть событие, могло натолкнуть и на подобную ассоциацию. Хозяйка галереи Альбертина Арискина пояснила, что «Междуречье» - это то, что осталось между речью, между слов и за словами; это тончайшая, практически эфемерная материя, позволяющая трактовать картину так, как того пожелает зритель.
Виновник торжества, весь в белом, от речей отказался вовсе. Оно и понятно: за художника говорит его живопись. А вот друг Якупова, поэт Александр Беляков, свою тронную речь торжественно прочел, дабы не упустить не мельчайшего хвалебного эпитета, ни одного восклицательного знака. Получилось в итоге прочувствованно и не помпезно, по-дружески, хоть и увязал поэт в своей речи рядом с Якуповым других, не менее известных творцов – Достоевского, например, или Пушкина… Впрочем, в подборе оригинальных компаний Александр Беляков наверняка взял пример со своего друга художника. Вот в экспозиции висят рядком портреты «Геркулес», «Бубновый король». И картина с названием «Путин» затесалась как-то невзначай между ними. Достойная компания.
Живопись Василия Якупова отнюдь не проста, но художник оперирует красками столь жизнерадостных, теплых тонов, что картина «Сельское кладбище» навевает отнюдь не тоску, а покой и умиротворение. Она даже позитивнее, чем расположенные рядом «Врата рая»… Мне почему-то так показалось…
Василию Якупову подвластны все техники и жанры, в этом ему немного равных. Пожалуй, общее впечатление, которое оставила выставка «Междуречье» более всего напоминает детский калейдоскоп, когда, зажмурившись, смотришь в дырочку, крутишь трубочку, и с каждым движением руки перед тобой расцветают все новые и новые чудесные картины. Такова и живопись Василия Якупова, от неё становится радостно на душе. Спасибо Василию за это!
Фотографии Дмитрия Шиманского.