В Северной Корее известны полторы сотни способов вышивки

В выставочном зале Музея зарубежного искусства можно познакомиться с искусством современной Северной Корее. Предметы для выставки предоставлены частным коллекционером, ярославной Тамарой Козловой.


Несколько лет назад Тамаре Александровне вместе с мужем довелось провести некоторое время в Северной Корее, они работали там в российском посольстве.  Времени было достаточно для того, чтобы познакомиться с искусством Северной Кореи и полюбить его настолько, чтобы начать целенаправленно коллекционировать. К сожалению, из-за закрытой внешней политики этой страны о современном искусстве Северной Кореи у нас практически ничего неизвестно. А между тем на протяжении многих веков жители Северной Кореи уделяли много внимания декоративно-прикладному искусству, и, в частности, вышивке. В Корее существует более 150 способов вышивания, и 28 из них считают основными. В технике ручной вышивки используются нитки минимум 25 цветов и десятки иголок разной длины. Сегодня в Пхеньяне существует даже специальный  институт вышивки. Он был создан с целью сохранения и развития старых традиций вышивки в середине 40-х годов прошлого, ХХ-го века.


Коллекционер Тамара Козлова рассказала, что в Пхеньяне существуют совершенно роскошные по нашим понятиям выставочные залы, где представлено немало бесподобных картин, выполненных в технике вышивки. Но в домах рядовых корейцев подобные украшения встретишь нечасто, так это очень дорого по местным меркам. Однако приобрести достойные работы можно только в галереях. Именно так Татьяна Александровна и формировала свою коллекцию. Сегодня в ее собрании порядка двухсот единиц - это живопись, вышивка, фарфор, веера, изделия из керамики и полудрагоценного камня. 
К слову, современное искусство Северной Кореи вызывает неподдельный интерес у российских ценителей прекрасного. Несколько лет назад выставка произведений современных корейских художников состоялась в Москве, в Центральном Доме Художника. Особенной популярностью у российских коллекционеров пользовались именно вышитые картины. Цена на произведения колебалась от 5-10 тысяч за небольшие картины и предметы прикладного искусства до 3 миллионов рублей за самое большое живописное панно. За время проведения выставки экспозиция работ с ценой в пределах до 50 тысяч рублей обновлялась трижды (!). Именно такие работы пользовались спросом у любителей и знатоков корейской живописи в Москве. (источник информации - http://www.ridus.ru/news/55215).
Что касается представленных в залах Музея зарубежного искусства вышивок, то они великолепны. Все работы выполнены в технике традиционной корейской вышивки, при которой сначала на холст наносят рисунок красками на водной основе, а потом поверх рисунка делают вышивку. Что касается сюжетов, то это красотки в национальных костюмах, сцены национальной же борьбы сирым (похожа на японскую борьбу сумо), пейзажи, иллюстрации к народным сказкам и легендам. Наибольший восторг первых зрителей выставки вызвали натюрморты и пейзажи. И хоть краски вышивок чуть более ярки, нежели те, к которому привык глаз жителя средней полосы, они очень реалистичны, и, кажется, что готовы ожить прямо в присутствии зрителей.  Филигранность работ просто поражает. Это объяснимо: ведь для вышивания одной работы средней величины мастерицам требуется не один месяц, а на создание более масштабного полотна уходят годы.  


Мне приглянулись на этой выставке веера очень тонкой работы с лаконичным изящным рисунком. Но по мнению настоящих знатоков, подлинную редкость представляют корейские фарфоровые изделия. Это связано с тем, что производство керамики в Северной Корее очень ограничено из-за экономии, электрической энергии в том числе, возведенной в ранг важного государственного дела. При таком положении вещей каждый фарфоровый предмет априори становится культурным раритетом. Хотя русскому зрителю, избалованному фарфоровым изобилием, находящимся в собраниях российских музеев, трудно это оценить по достоинству. Но это исключительно моя точка зрения.
Выставка декоративно-прикладного современного искусства Северной Кореи интересна уже тем, что приоткрывает нам дверь в совершенно незнакомое пространство искусства достаточно закрытой страны. Это познавательно и достойно внимания.  

Фото  - Геннадия ЕРШОВА.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»