Скульптура Алексея Благовестнова в Переславле

Сегодня в культурной среде Переславля-Залесского состоится неординарное событие: Переславский музей-заповедник впервые за всю свою историю представляет масштабный арт-проект - скульптуры известного московского скульптора Алексея Благовестнова, органично "внедренные" в постоянные музейные экспозиции. Новый арт-проект носит не менее оригинальное и звучное название, представляющее собой синтез фамилии скульптора и английского слова "now", что значит "здесь, сейчас" - "БЛАГОВЕСТNOW". Куратором данного проекта является столичный искусствовед Наталья Толстая. Она и написала сопроводительный текст к этому необычному арт-проекту. Предлагаю его вашему вниманию.

Данная выставка – не просто сокращенная ретроспектива работ известного московского скульптора Алексея Благовестнова, но и  размышление о роли искусства как одухотворяющего начала для современного человека. 
Алексей Благовестнов – редкий, может быть, единственный в своем поколении  художников нонконформист. Родился в Москве в 1974 году в семье скульпторов. Уже в детстве, в художественной школе и после, в институте, его отличали целеустремленность и полное равнодушие к общественному признанию. Он работал, не оглядываясь на товарищей и оценки преподавателей. Готовый терпеть любые невзгоды, он не готов только на сделку со своей совестью. При этом Алексей Благовестнов – автор многих памятников, установленных в публичном пространстве (памятник выпускникам ВГИКа, памятник Вячеславу Тихонову на Новодевичьем кладбище в Москве и Александру Абдулову в Ханты-Мансийске). Эти две стороны его творческой личности соединяются парадоксально для окружающих, но совершенно естественно для самого художника. Четко следуя выработанным жизненным принципам, даже работая по заказу, Алексей занимается только тем, что ему интересно, и создает работы, которые украшают его выставки.
Выставка в Переславском музее-заповеднике необычна и для художника, и для музея: практически все экспозиционные площадки музея становятся местом эксперимента, логичных, но от этого не менее неожиданных сопоставлений. Выставка Благовестнова становится связующим веществом, общим сюжетом и сквозным маршрутом большинства экспозиций, приглашая зрителя осмотреть сразу все части музея – начиная с отдела природы и заканчивая Успенским собором.
Экспозиция строится на тесном взаимодействии работ современного художника, который вдохновляется мировой культурой, и информационной атмосферы музейных экспонатов. Порой они сопрягаются академически-спокойно, музейные предметы созвучны работам А. Благовестнова, они  «комментируют» произведение, а порой такое соединение может быть более парадоксально.
Место искусства – там, где оно может звучать и быть услышанным. 
Для звучания важна акустика, чтобы звуковые волны отражались и усиливались пространством. 
Выставка в пространстве музея – испытание «звучности» произведений. Пустые стены выставочного зала делают звук слишком плоским и гулким, тогда как соединение современного искусства с древней архитектурой и музейными экспонатами дает симфоническое звучание произведению современного художника, если партитура написана точно. 
Одновременно звучат почти все экспозиции музея, в том числе великолепный Успенский собор с его резным иконостасом. Архитектура бывшего Горицкого монастыря XVII-XXI века обостряет восприятие скульптуры Алексея Благовестнова, герои которой – история и искусство, художники, персонажи картин и литературы.
Скульптура и архитектура – самые близкие, самые родственные друг другу виды искусства, которые контактируют, прежде всего, с пространством и плоскостью. Большинство скульптур, окружающих нас сегодня, работает преимущественно с «фасадом», то есть с внешними формами, произведения же Благовестнова зарождаются изнутри: работая над внутренней композицией, он, прежде всего, озабочен организацией «внутреннего пространства», а потом уже поверхностью. Его творчество можно сравнить с вулканом: форма словно застывает, исторгшись изнутри, образуя натяжение выпуклостей и глубин поверхности. Почерк художника узнаваем именно в этой трепетно-нервной фактуре гипса, бронзы или дерева, и в напряженной энергетике «застывающей» формы.
Благовестнов – создатель «аппического искусства», в котором, подобно археологическим слоям, одновременно существуют разные эпохи. Как путешественник на Аппиевой дороге в Риме, зритель может почувствовать себя современником многих историй, которые сплавляются в его эмоциональном восприятии. 
Аппизм, как называет это направление сам художник, можно определить как «проникающий» или исторический реализм. В отличие от реализма критического, который снимает только один пласт реальности – настоящее (будь то внешнее сходство или подлинность эмоции конкретного момента), искусство Алексея Благовестнова изучает реальность в историческом контексте, соединяя объекты и видение разных эпох. Это стереоскопическое зрение нужно тренировать и зрителю, чтобы увидеть не только близость к натуре, но и прозрение прошлого, и интуитивное постижение внутренней логики будущего развития. Переславль, сосредоточивший в себе память ключевых моментов русской истории и ее героев: Ивана Калиты, Александра Невского, Петра Первого, начавший в ХХ веке новую, теперь уже художественную летопись, является той точкой, где аппическое искусство зародилось и где его легко почувствовать и понять. 










 
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»