Знакомство общественности с этим музейным изданием, автором которого является научный сотрудник Игорь Акимов (Igor Akimov), состоялось в декабре прошлого года. Уже тогда заместитель директора Светлана Блажевская озвучила дальнейшие планы музея по изучению и популяризации темы Первой мировой войны, которая долгие десятилетия замалчивалась, и считалась "забытой".
Когда музей предложил нам создать некий совместный проект на эту тему, я думал от силы полторы секунды, - сказал главный режиссер театра Сергей Пускепалис.
В основу сценария спектакля «Письма Первой мировой», написанного Светлана Гиршон (Svetlana Girshon), легли подлинные документальные материалы музейного каталога. Эти 197 писем без пафоса и политики рассказывают о военных буднях и жизни простого человека на войне, они дают современному читателю (и зрителю) возможность взглянуть на страшную трагедию начала века глазами непосредственных ее участников, ярославцев.
Режиссером-постановщиком стал артист Волковского театра Сергей Карпов. Он признался, что ему «захотелось, чтобы события, которые отражены в этих письмах, и сами люди, написавшие их, каким-то образом ожили для нас».
Это - присказка, теперь собственно о спектакле.
Сказать, что я была поражена - ничего не сказать. Полагаю, что все участники (просто зрителями нас вряд ли назовешь) этого в высшей степени необычного и эмоционального действа испытали целый спектр сильных эмоций. Удивление от своих бесконечных перемещений по зданию театра - сценическими подмостками стали холлы, ложи, буфет, и даже катакомбы технических подвалов, откуда без провожатого ни за что не найдешь обратно дорогу.
И надо было быстро передвигаться вслед за провожатым, командиром нашего "отряда" был артист Руслан Халюзов (Ruslan Haluzov), и четко выполнять команды. В какой-то момент усталость от изначально заданного быстрого темпа передвижения и внутреннего раздражения от невозможности свернуть с маршрута просто выключили скепсис, который есть у каждого театрального завсегдатая, и я вдруг начала воспринимать все происходящее вокруг ...остро и больно, точно оголенными нервами.
Весь текст спектакля - это подлинная переписка реальных людей: одни писали домой из окопа, жаловались на вшей и голод, мечтали о свежей паре белья; а в ответных строках получали "родительское благословение, которое будет служить тебе по гроб жизни". Вот только этот самый риторический "гроб жизни" наступал слишком скоро для тех, кто воевал... Страшный и отчаянный в своей простоте и откровенности текст.
Театральными "локациями" стали фронт и тыл, госпиталь и застенки плена.. и везде на зрителя с увеличенных подлинных черно-белых фотографий смотрели те люди, для которых Первая мировая война просто стала обстоятельством, местом и временем их жизни.
Отчаянный спектакль, откровенный, искренний, больной, до кома в горле...Как и книга, по материалам которой он был создан.
Сложно после увиденного и пережитого писать банальное "поздравляю" всех участников и причастных к этому событию. Это стоит увидеть, и стоит пережить самому. И все-таки - поздравляю Ярославский музей-заповедник, непосредственно Игоря Акимова, и всех артистов Волковского театра. Это было незабываемо! СПАСИБО!