Преданность теме или дежавю с натюрмортом

В Ярославском Художественном музее продолжается фестиваль современного искусства ART NON-STOP. Героем второй фестивальной недели стал известный ярославский художник Иван Никифоров.


Первое, навскидку, впечатление от увиденного – дежавю, причем эффект усиливается при переходе от одной картины к другой.  На … дцатой по счету работе начинаешь различать отдельные нюансы в бесконечной череде палево-дымчатых натюрмортов и тебя вдруг осеняет – «ба, да они, оказывается, все разные!». Хотя, как разные?  Везде пирамиды (геометрические фигуры, а не египетские «однофамильцы») соседствуют с вазами, графинами, стаканами. Где-то присутствует цветок, где-то лимон, где-то иной фрукт. Но то, как построен натюрморт, как прописан, какая выбрана цветовая гамма – это неизменная константа. Интересуюсь у художника, чем же его так привлек именно этот натюрморт, раз он пишет его с упорством уже лет двадцать, если судить по датам на этикетках.


-Сорок, - поправляет меланхолично Иван Васильевич и, видя, что мне-таки требуются расширенные комментарии, поясняет. – Глупо стоять у каждой работы и пояснять, что ты хотел этим сказать. Каждый увидит что-то свое. Или не увидит. Мне всегда была интересна взаимосвязь простых предметов, их взаимопроникновение. Я бы советовал просто прогуляться по выставке как по саду, и уловить настроение. 
-Но уж очень узок круг простых предметов на ваших работах… - не отстаю я.
-Да, графинчик, рюмка, лимончик – что может быть проще? – соглашается художник. – А уж когда к стеклу этому добавляется вода… (автор мечтательно жмурится, как бы предчувствуя новый натюрморт с графином, наполненным на половину водой, рюмкой и лимоном). 
Прогулка по выставке «укачивает» и, как ни странно, гипнотизирует. Ловишь себя на мысли, что пройдя круг по всем залам, автоматически заворачиваешь на второй, на третий круг… И мелькают, расплываясь, точно вагонные окна, жемчужные, рифмующиеся натюрморты.


Было бы несправедливо не упомянуть о второй волнующей автора теме – обнаженная натура. Ню написаны такими же пастельными тонами, и точно так же на некоторых холстах прорабатывается, осмысляется одна и та же тема, как и на многочисленных натюрмортах. Например, между написаниями картин «С новым годом» и «Утро нового года» прошло полтора десятилетия, а смотрятся они как близнецы-братья (или картины – это сестры?): круглый стол, на нем ваза с цветами, на полу обнаженная дама с маской на лице. Обратила внимание на одну особенность художника: все герои его картин обнажены вне зависимости от изображенных на картинах ситуаций, будь то сценка «В мастерской», или беседа двух подруг (картина «Разговор»). Нагота персонажей не имеет никакого отношения к эротике - это прочитывается сразу. Но тогда к чему это неглиже? Синоним откровенности, открытости, доверия автора к зрителю – в том смысле, что душа нараспашку? Ну, вот, опять забыла об авторском наставлении - гулять среди картин, не задумываясь, и впитывать впечатления.  Пойду пройдусь еще разок...
Очень индивидуальной, не похожей ни на какую другую, получилась эта выставка произведений Ивана Никифорова. Отдельно взятый натюрморт – бесподобен, но несчетное его клонирование (с теми или иными нюансами) уменьшает ценность одного-единственного, на мой взгляд. Но, очевидно, такова концепция выставки, придуманная её организаторами. Несомненно то, что выставка запомнится.
Фото Геннадия Ершова.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»