Праздник в честь дня рождения К. Коровина удался

5 декабря, в день рождения великого русского художника Константина Коровина, в Москве, в доме-музее К. Станиславского, прошел благотворительный вечер. Его организаторы –деятельные и неравнодушные люди, некоторое время назад объединившиеся в команду «Спасем вместе. Дача К. А. Коровина в Охотине».  

Их трудами в сентябре этого года в деревне Охотино, что в Переславском районе, была отреставрирована и открыта творческая дом-дача Коровина. К этому событию удалось привлечь немало творческих заинтересованных людей, среди которых и художники, входящие в объединение «Ярославский пленэрный центр». Юрий Казаков, Вячеслав Зарослов, Антон Братыкин, Светлана Арсюта, другие прекрасные ярославские, переславские, костромские живописцы провели не один пленэр в тех краях, где некогда писал и сам Коровин – в Охотино, Гурзуфе, Москве, Плёсе.
Свои картины они включили в благотворительную выставку «К мысу Доброй Надежды», которая открылась в залах дома-музея К. Станиславского (Москва, Леонтьевский переулок, дом 6). Собранные от продажи картин средства пойдут на дальнейшее восстановление дачи Константина Алексеевича в Охотино и создание там музея. 
Встреча друзей и поклонников творчества Константина Коровина состоялась, повторюсь, в доме-музее Константина Станиславского.  Это место выбрано не случайно – оба Константина родились с разницей в год, росли и познавали жизнь практически по соседству, вращались в одной культурной среде. Константин Коровин внёс немалую лепту в развитие искусства театральной сценографии, и в этом – тоже «символичное сплетение судеб и талантов» двух великих Константинов (об этом трогательно и возвышенно говорил на встрече художник и профессор МГАХИ имени Сурикова Сергей Иванович Смирнов).  Словом, обстановка этого исторического особняка как нельзя лучше соответствовала поводу встречи, и создавала удивительную атмосферу. 
Прекрасное старинное здание в самом центре Москвы построено в начале XIX века на фундаменте белокаменных палат XVII-XVIII веков. Здесь прошли последние 17 лет жизни великого реформатора русского театра, выдающегося режиссера и артиста. Уже в 1948 году в здании был открыт мемориальный музей. Скрипучая деревянная лестница на второй этаж помнит поступь именитого владельца дома. К ней, к лестнице, у сотрудников музея очень трепетное отношение – пройтись по ступеням можно только в сменной обуви или бахилах. В небольших комнатах и залах – прекрасная старинная мебель в стиле раннего русского ампира, потолки декорированы росписью.  
Оказалось, что в собрании дома-музея Станиславского тоже есть экспонаты, связанные с именем Константина Коровина.  До благотворительного вечера они не были знакомы широкой публике - это натюрморт, написанный Коровиным в 1901 году, пейзаж «Ранняя весна» и эскиз костюма «Саломея» 1917 года. Также были представлены ранее не опубликованные письма художника к Константину Станиславскому. 
Благотворительный вечер привлек немало (да что там «немало» - толпы!) заинтересованных людей. Не думаю, что когда-либо в этих залах наблюдалось подобное столпотворение. Очередь для ознакомления с ранее неизвестными произведениями Коровина выстроилась как в мавзолей в годы застоя, и в первый час мероприятия не было возможности даже остановиться перед картинами – сзади напирали другие страждущие! 
Да и концертный Онегинский зал не смог вместить всех желающих. (Не припомню, когда в последний раз мне приходилось сидеть на подобных культурно-светских мероприятиях вдвоем на одном стуле). На миниатюрной сцене (во времена Константина Сергеевича здесь репетировали театральные этюды студийцы-мхатовцы) выступили молодые ребята, учащиеся театральной мастерской мхатовского режиссера Николая Скорика. Они прочли отрывки из воспоминаний Константина Коровина.   
Литературный монтаж был дополнен выступлением солиста музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, лауреата конкурса имени Рахманинова Дмитрия Степановича. Прозвучали несколько арий и опер, декорации к которым в свое время писал Константин Коровин. Голос Степановича хорош. Но его манера исполнения несколько озадачила. Артист «интересничал» и много манерничал: то нарочито играл могучими брежневскими бровями, что отвлекало от прекрасного вокала, то пел, постепенно показываясь - высовывая то голову, то руку - из-за занавеса… И хоть в зале были поклонники творчества Дмитрия Степановича, и ему бисировали, его выступление произвело неоднозначное впечатление. Но это – не главное.
Дивно - эмоционально и зажигательно - выступила заведующая мемориальной комнатой К. Коровина в Гурзуфе Марина Забродская. Слушать её можно бесконечно! Она предложила собравшимся подписать подготовленное ею обращение в Министерство культуры о необходимости создания музея художника Константина Коровина. Стоит ли говорить, что в такой атмосфере единодушия и взаимопонимания предложение было встречено овациями?!
Известный художник и коллекционер Андрей Мочальский отметил своевременность и значимость «коровинского проекта» - «важно, чтобы не прервалась связь времен», подчеркнул он. 
Безусловно, благотворительный вечер в честь дня рождения Константина Коровина удался. Он был шумен, многолик, эмоционален. Неизбежный на подобных мероприятиях «протокол» стушевался перед импульсивностью художников и непосредственностью любителей прекрасного. И, самое главное, что эта встреча – только очередная веха большого доброго пути. Уже намечены новые планы и встречи, а, значит, музею Константина Коровина быть непременно. 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»