Он жил и творил долго и счастливо

Спокойно, без пафоса, в рабочем режиме в Ярославском художественном музее состоялось открытие выставки одного из маститых художников Серебряного века Константина Федоровича Юона. Художник был удостоен звания народный художник РСФСР, затем – народный художник СССР, награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, был отмечен Сталинской премией первой степени (1943 год, разгар Великой Отечественной войны!) за многолетние достижения в изобразительном искусстве. Одним словом, Константин Юон – мэтр во все времена.

Ярославский Художественный впервые представляет коллекцию  работ этого художника. В экспозицию вошли произведения из собраний музеев Ярославля, Переславля-Залесского, Вологды – всего порядка 25 произведений. 
Надо сказать, что судьба благоволила этому художнику на протяжении всей его жизни. Он учился у лучших русских мастеров-реалистов Константина Савицкого, Абрама Архипова, по окончании Московского училища живописи, ваяния и зодчества шлифовал своё дарование в мастерской Валентина Серова. Публика благосклонно обратила свое внимание на произведения Константина Юона (и, соответственно, открыла кошелек), когда ещё тот был студентом. Так что, в отличие от многих именитых художников, пробивавшихся (а, зачастую, так и не пробившихся) к достатку и славе на протяжении многих лет,  Юон никогда не нуждался, рано стал жить самостоятельно.  Константин Юон был принят и обласкан при любой власти - после революции и в советское время почести, высокие награды, звания, руководящие должности как бы искали его сами, хотя для этого ему не приходилось наступать на горло собственной песне. Он никогда не был конъюнктурщиком, не писал на потребу публике,  творил много и плодотворно и только по велению души, но при этом его живопись и графика были востребованы во все времена. Константин Юон принимал участие в выставках всех творческих объединений своего времени в России, в выставках французского Салона, в выставках русского и советского искусства в Европе и Америки.  О нем много писали восторженные критики, и он сам выступал как искусствовед  с работами о творчестве русских художников. У него был на редкость счастливый (хоть и неравный - женился на простой крестьянке) брак. Окружающие любили его. Ему никогда не приходилось бороться с нуждой. Успех пришел к нему очень рано и всегда ему сопутствовал. Такая вот счастливая творческая и личная судьба. Бывает и так.
Куратор выставки, старший научный сотрудник Людмила Битколова отметила, что главным героем на картинах Константина Юона всегда был свет.  Он любил радость и красоту в природе и жизни. Все его произведения, вне зависимости от сюжета, полны воздуха, свежести, света, положительной энергетики.  Среди представленных произведений  радует глаз картина  «Купола и ласточки», это хорошо узнаваемое, практические хрестоматийное полотно кисти Юона из собрания Ярославского Художественного музея.  Оно было написано в 1922 году, в разгар борьбы советской власти с «опиумом для народа», с религией.  В то время многие художники, если и писали пейзажи с храмами, то  старались не акцентировать внимание  зрителей на золоченых куполах и крестах. А Юон не только пишет купола «в полный рост», но ещё дополнительно привлекает внимание к ним восторженным полетом ласточек окрест.  И в этом тоже проявляется своя поступь в искусстве, он пишет так, как считает нужным, не оглядываясь на циркуляры. 
Магистральной линией творчества Константина Юона был реалистический пейзаж.  Сложный, многофигурный, как говорят в кинематографе - «полный метр». Такова «Переправа через Оку. Нижний Новгород», картина написана в 1909 году. Здесь нет ярких красок (да и не богата средняя полоса, особенно зимой, многоцветьем), нет и особой интриги сюжета, но изображенный простор так бесконечен, что невольно завораживает.  
Очень интересны автолитографии из альбома «Сергиев Посад» из собрания Вологодской картинной галереи. Автор долгое время жил в Сергиевом Посаде, любил эти края,  много писал и город, и его окрестности. Эти небольшие черно-белые листы графики – настоящая энциклопедия жизни прошлого. Куратор выставки Людмила Яновна Битковолова считает,  что для этого художника современность всегда прорастала историей, для него подлинная русская жизнь всегда была укоренена в прошлом, и это чувствуется в каждой работе Константина Юона. 
Камерная по числу работ выставка произведений Константина Юона деликатно концентрирует внимание посетителей музея на подлинном, настоящем искусстве, которым испокон веков гордилась отечественная культура. 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»