Главное – не стоять на месте

Понимание того, что театр начинается с вешалки, как некогда заметил Константин Станиславский, приходит с годами. Пока же театральный зритель юн и резв, он проскакивает гардеробную, фойе, буфет на одном дыхании, и начинает понимать, где он находится, только когда отыщет своё место в зрительном зале. В лучшем случае. А для иных шалунов и прозвучавший первый театральный звонок не указ. И вот тогда перед разноголосой, звонкой, хихикающей и шуршащей конфетными фантиками детворой появляется Валентина Баранова. Она – театральный педагог, и ей необходимо буквально за пару минут, пока не прозвучит третий звонок, превратить эту неуправляемую, на первый взгляд, резвящуюся компанию в заинтересованных и внимательных зрителей. Как ей это удается – ума не приложу, но с каждым произнесённым Валентиной словом – о правилах поведения в зале, о необходимости отключить мобильные телефоны, о том, что за сказку покажут сегодня артисты театра, гул в зале постепенно смолкает. И к тому моменту, когда звучит третий звонок, зрительный зал просто не узнать. Так что театральный педагог Валентина Баранова для многих юных зрителей является тем человеком, с которого начинается театр.

А для самой Валентины с самого раннего детства театр начинался с родной тётушки Галины Бахолдиной, которая служила актрисой в Читинском областном театре кукол. Она очень известна в Забайкалье по сей день, уже в 30 лет получила звание заслуженной артистки. Но для маленькой Валентинки она была просто любимой тётушкой, с которой она проводила очень много времени, пока её родители, оба милиционеры, были на службе. И хоть дневала и ночевала Валя в театре, по много раз смотря спектакли то из зрительного зала, то из-за кулис, в будущем намеревалась пойти по стопам родителей, и тоже стать милиционером.  Но тётей-актрисой девочка очень гордилась, и  никогда не упускала возможности продемонстрировать свою  родственную связь. Актрисе Галине Бахолдиной эти «демонстрации» племянницы не раз выходили боком. То во время спектакля Валя начинала привлекать внимание тётки громким шёпотом, постепенно переходя от пиано к крещендо - «тётя Галя!». Но, поскольку страстные призывы оставались без ответа, девочка переходила к более решительным мерам.
- Однажды тетя Галя взяла меня с собой на спектакль. Это была постановка про Мальчиша-Кибальчиша, тетушка как раз играла главную роль.  А я пришла в театр с подружкой, и мне позарез надо было отличиться.  Чтобы все увидели и поняли, что я  - не просто зритель! И вот на сцене разыгрывается  финальная, полная патетики сцена –«летят самолеты - привет Мальчишу», а я встаю в полный рост и начинаю решительно продвигаться к сцене. Меня заметили. У тётки ни один мускул не дрогнул, но внимание артистов, чувствую, сконцентрировалось на моей персоне. Так  я упрямо и пропёрлась прямо на сцену. По сей день не понимаю, как меня никто из смотрителей не остановил, -  с улыбкой вспоминает  Валентина.
Не поступив в школу милиции, Валя очень расстроилась.  Никаких других идей у неё не было. И тут на помощь снова пришла родная тётушка, устроила племянницу ученицей в Читинский областной театр кукол, где много лет работала и сама.  Театр – место знакомое с пелёнок. Сначала ученице дали бессловесную роль Каштанки, потом она в роли Снегурочки отработала новогоднюю декаду. И только начала входить во вкус артистической жизни, как знающие люди в театре ей сказали:  хватит тебе по верхам скакать, нужно серьезно учиться и осваивать профессию с нуля. Театральных институтов по близости – раз-два и обчелся: один – в Улан-Удэ, другой – в Иркутске.  И тут – чудо! – объявление в газете: Ярославский театральный институт производит целевой набор студентов.  Валентина оказалась среди счастливчиков, прошедших отбор. По контракту, закончив институт,  молодые артисты должны были вернуться в родной  город. Валентина так и собиралась сделать, но Ярославль подарил её не только профессию, но и судьбу. Так Валентина Баранова стала ярославной.
Работы в театре на тот момент никакой не было, и актриса Валентина Баранова пошла работать … воспитателем в детский сад. Чуть позже, освоившись в специфике дошкольного образования, начала вести театральный кружок для малышей. Скороговорки, речевая гимнастика, простенькие  сценки… Не роль леди Макбет, конечно, но всё-таки нечто, роднящее её с театром. Так прошло четыре года. 
-Неужели мысль о театре никогда у вас не возникала?
- Думала, конечно, об этом. Но я прекрасно понимала, что время безнадежно упущено. В театр надо приходить сразу по окончании института, и расти, упорно расти, на практике  постигая профессию артиста.  Конкуренция в нашей профессии очень большая: ежегодно театральный институт выпускает молодых, жадных до работы артистов.  А театров, где можно было бы работать – наперечет.  Хотя, если честно, я просто боялась прийти в театр, боялась услышать отказ.  Сколько времени прошло  с окончания института!  Что я  могу предложить театру? 
Однако опасения были напрасны – нашлось место в бутафорском цехе. Там Валентина Баранова и начала свою театральную карьеру.  Вскоре выяснилось, что в театре есть потребность в педагоге. Это взрослому зрителю достаточно для концентрации внимания простого звонка, а маленькому зрителю проще адаптироваться в незнакомой обстановке, если рядом будет взрослый, опытный человек, который подскажет, поможет, утихомирит. Таким человеком и стала для юных зрителей Валентина Баранова.  Она, точно сказочный персонаж Оле Лукойе, открывает перед гостями театра дверь в волшебный мир, поясняет, как надо себя вести в этом необычном месте. 
В обязанности театрального педагога входят и экскурсии по театру, и мастер-классы. Это очень популярная форма работы со зрителями полюбилась и театральным завсегдатаям, и тем, кто впервые переступает порог театра. На экскурсии в Ярославский театр кукол едут школьники не только со всей нашей области, но и гости из Иваново, Владимира, Череповца,  Москвы и Санкт-Петербурга.  На этих занятиях посетители узнают о том, как появляется на свет театральная кукла, прослеживают  вместе с педагогом все этапы, предшествующие её «рождению» - эскиз художника, пластилиновая форма, папье-маше… 
- Больше всего мне нравится та часть экскурсии, когда мы открываем  наш сказочный сундук, в котором «живут» куклы, и предоставляем гостям возможность подержать настоящую театральную куклу в руках, самим попробовать её оживить.  Этот момент дарит нашим посетителям вне зависимости от возраста  столько радости и восторгов,  что испытываешь гордость за свою принадлежность к миру театра, - рассказывает Валентина Баранова.   
Занята  Валентина Баранова и в репертуарных спектаклях. Играет Мышку в спектакле «Теремок», Щенка в постановке «Медвежонок Рим-тим-ти».  Несмотря на то, что Щенок – роль без слов, он  отнюдь не молчаливый персонаж. Все эмоции и мысли своего персонажа актрисе приходится передавать на «собачий» манер,  скуля и лая. Это тоже, согласитесь, особое искусство.
А недавно Валентине и её  единомышленнице, актрисе театра Ольге Жданович довелось освоить сразу несколько театральных специальностей – в одночасье им пришлось стать сценаристами, режиссерами, научиться подбирать музыку к спектаклю, и многое-многое другое.  Дело в том, что актрисы стали авторами новой театрализованной образовательной программы  «Такой разный театр кукол».  Идея создания этого проекта была оценена грантом губернатора Ярославской области в сфере культуры.  Конечно, актрисам помогли воплотить задуманное в жизнь коллеги по театру – актриса Екатерина Соколова, художник-бутафор Елена Севрикеева,  другие профессионалы своего дела. Но основной «удар» по созданию программы Барановой и Жданович пришлось принять на себя.  
Проект «Такой разный театр кукол»  - достаточно необычен для формата ярославского театра кукол.  Это и не лекция в чистом виде, и не спектакль, а яркий образный рассказ об истории театра кукол и его многообразии, иллюстрированный забавными сценками, трогательными сказками и танцами.  Не зря директор театра Дмитрий Стрекалов назвал это представление «новым словом»  в истории ярославского театра кукол.  А родилась идея программы «Такой разный театр кукол», рассказывает Валентина Баранова, от то и дело повторяющихся во время экскурсий детских реплик «я этого не знаю»: 
-Вот тогда нам и захотелось рассказать зрителям о том, что какая у театра кукол богатейшая история; о том, что в  мире существуют такие разные и такие непохожие друг на друга виды кукольного театра - театр масок, теней, предметный театр. Но как это сделать?  Ведь готового сценария не было…
Трудности только подстегнули азарт будущих создателей программы. Ольга Жданович и Валентина Баранова зарылись в книги по истории театра, пустились  отважное плавание по бескрайним информационным просторам Интернета.  Зрители действа переносятся то в Древнюю Грецию, то в Японию; то перед ними предстает индийский бог Шива, покровитель кукольников, то дразнится с экрана персонаж турецкого театра теней Карагёз… 
Программа «Такой разный театр кукол» оказалась очень востребованной ярославскими зрителями. Билеты на неё раскупаются на месяц вперед. И это дает повод подумать о продолжении и развитии проекта в будущем.
Тем более, что актриса и театральный педагог Валентина Баранова не останавливается в своем профессиональном развитии. Она вновь стала студенткой Ярославского театрального института, на сей раз театроведческого факультета.  Валентина не загадывает, во что в дальнейшем выльется её второе образование, станет ли профессия театрального критика её призванием, но она убеждена в том, что человек, вне зависимости от своего профессионального выбора, не должен стоять на месте, он должен развиваться, расти, совершенствоваться. Главное, чтобы было желание стать лучше. А оно у Валентины Барановой есть.

Фото предоставлены Ярославским театром кукол.


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»