Брейгель: впервые в Ярославле и в России

Ярославский Художественный музей в год своего 95-летия решил превзойти самое себя, что, в принципе, весьма и весьма непросто, учитывая неизменно высокий уровень представляемых зрителю проектов, как собственных, так и приглашенных. После того, как Ярославский Художественный нынешней осенью сразил ярославцев наповал демонстрацией обширной коллекции графики и скульптуры Сальвадора Дали из частного собрания, удивить еще больше, казалось бы, уже невозможно. Ан нет. Буквально пару месяцев спустя музейщики Художественного уверенно берут «более высокую ноту», и приглашают знатоков и ценителей прекрасного «отведать» Брейгеля.

- Музейщики традиционно профессионально отмечают свой юбилей – новой блестящей выставкой, подаренной всем ярославцам, - отметила на вернисаже директор департамента культуры Правительства Ярославской области Марина Васильева. – Но и владельца коллекции можно поздравить с прекрасным  местом для экспонирования его коллекции. Согласитесь, что музей зарубежного искусства и выставка произведений династии Брейгелей достойны друг друга.
В том, что площадка для демонстрации его коллекции поистине великолепна, признал и виновник торжества, столичный коллекционер Василий Горященко. Он сказал, что далеко не всякий музей возьмет на себя смелость взяться за организацию подобной выставки: 
-Столичные музеи капризничают, требуют от частных коллекционеров только топовые картины признанных мастеров.   
В Ярославль Василий Горященко привез порядка тридцати полотен. Впервые в России коллекция картин династии художников Брейгелей представлена столь полно. Впрочем, она могла бы быть ещё полнее, но, по словам владельца, многие картины в настоящее время находятся на зарубежных гастролях. Коллекционер не исключает возможности, что в будущем ярославцы смогут познакомиться и с ними. 
Куратор данного выставочного проекта, заместитель директора Алексей Федорчук не скрывает своего восторга:
- Мне до последней минуты казалось, что все это происходит не со мной. Да, что-то, конечно, мы видели, но чаще всего картины подобных авторов  подобного уровня экспонируются в лучших западных музеях.  А тут в наших стенах несколько десятков холстов, каждое из которых сделало бы честь коллекции любого музея! 
Восторгаясь и признавая важность этого выставочного события, Алексей Викторович, тем не менее, посоветовал зрителям найти время и, насладившись Брейгелем, заглянуть в Митрополичьи палаты, дабы сравнить мироощущение художников, творивших в одну эпоху.  Ведь именно XVII век, в котором жили и писали свои произведения сыновья и внуки Питера Брейгеля Старшего, признан золотым веком Ярославля.
На выставке, экспонируемой в Музее зарубежного искусства, представлены полотна нескольких Брейгелей. Разобраться, кто из Брейгелей кому и кем приходится, с первого раза вряд ли удастся. Это под силу только искусствоведам да коллекционерам уровня Василия Горященко. Он голландцами интересуется давно и пристально, работает над книгой об этом.  В Ярославль привез два каталога – один представляет произведения династии Брейгелей и других авторов фламандской живописи из частных коллекций, другой – посвящен данной выставке.  
Большинству посетителей выставки, не вдаваясь в подробности этого генеалогического фламандского древа,  достаточно понимать, что именно это плодовитое семейство Брейгелей оказало самое сильное влияние на фламандское искусство в XVI-XVII веках. Данные этим живописцам прозвища – Адский, Мужицкий, Бархатный – дают представления о творческих предпочтениях того или иного представителя династии Брейгелей.  Для меня полным откровением явились лики мадонн в обрамлении ярких, явно доминирующих над портретами, цветочных гирлянд. 
Драгоценная коллекция задержится у нас в гостях до первого месяца весны, так что у всех желающих будет возможность неоднократно насладиться уникальными полотнами.

Фото (1,3) Геннадия Ершова.  

 
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»