
В Ярославль Алексей Володин приезжает третий раз (последний концерт был в феврале 2011 года), и это удивительно для пианиста, чьи концерты в России проходят в Москве и Петербурге, и редко в провинции. У музыканта нет русского импресарио и приглашение его должно исходить от филармонии. Учитывая, что артист даёт больше 10 - 15 концертов в месяц, это нелёгкая задача. Хочется поблагодарить сотрудников Ярославской филармонии, которые сделали всё возможное, чтобы концерт пианиста мирового уровня состоялся в нашем городе. О том, что искусство Алексея Володина по достоинству ценят в Ярославле, говорит полностью заполненный зал в этот вечер ( впрочем, как и на предыдущих концертах музыканта). Пришла наша самая взыскательная публика. И уже после первого произведения зал взорвался бурными аплодисментами, да и потом не жалел ладоней и голоса. После каждого исполнения, « Браво» слышалось не единичными возгласами, а шло со всех сторон. Ярославские зрители услышали в этот вечер романтический концерт: Две рапсодии Й. Брамса, Третья соната Р. Шумана, три прелюдии и этюды- картины С. Рахманинова, Вторая соната С. Рахманинова, в «бисах» прозвучали Рахманинов и Шопен.
Первое отделение открыли великолепные образцы концертного пианизма Й.Брамса – «Две рапсодии» ((h-moll и g-moll, op. 79). Эпическое начало, суровый драматизм, яркие контрасты присущи этим произведениям. Алексей Володин исполнил их с мужественной энергией, мощью выражения, не исключающей тонкости лирических моментов. Воплощение монументально – патетического замысла Брамса, которым особенно отличается вторая рапсодия, внутренне подготовило зал к восприятию драматической музыки Р.Шумана.
Третья соната для фортепиано (f-moll) Р. Шумана стала «изюминкой» концерта Алексея Володина. Она не исполнялась в Ярославле несколько десятков лет, и потому её включение в программу вызывало большой интерес. Композитор начал работу над произведением в 1833 году, а завершил в 1836. Ко второй половине 1830-х годов относится напряжённая борьба Шумана за право соединить свою судьбу с Кларой Вик, известной в то время пианистки. Произведение наполнено чувствами и переживаниями этого периода. В основу сонаты положена лаконичная тема из пяти нот, принадлежащая перу Клары Вик. Тема проходит через все части произведения, объединяя их в одно целое, но в каждой из них создаёт свой характер и своё настроение. Впервые сонату исполнил Й. Брамс – друг Шумана и Клары Вик, в Вене в 1862 году.
В первой части произведения пианист создаёт образ глубокой печали, скорби. Общий колорит не изменяется и в задушевных эпизодах.
Во второй части исполнение теряет первоначальную трагичность, музыка звучит достаточно строго, сочетаясь с рассудительными, мужественными диалогами.
Третья часть ( Quasi variazioni ) представляет собой одно из подлинных откровений творчества Шумана. Первая вариация у пианиста прозвучала подобно траурному маршу. Вторая - навеяла какие-то задушевные размышления, третья – покорила страстью и порывом.
Финал сонаты был исполнен артистом в соответствии с указаниями композитора - Presstissimo possibile (возможно скорее). На фоне непрерывного, стремительного движения, подчёркивающего общую взволнованность, выделялись резкие смены надежды и отчаяния, безмятежности и тревоги.
Блестящее исполнение! Концерт можно было дальше не продолжать: настолько сильное впечатление произвела игра пианиста. Зал был покорён. Безоговорочный успех!
Впереди ярославских зрителей ждала не менее интересная программа второго отделения из произведений С. Рахманинова. В этом году исполняется 140 лет со дня рождения гениального русского пианиста и композитора и 70 лет со дня его смерти.
Для первой части второго отделения Алексей Володин выбрал фортепианные миниатюры, хорошо знакомые любителям музыки: несколько прелюдий: cis-moll,op.3; D-dur, op.23; g-moll, op.23 №5 и этюдов – картин: c-moll, op.39 ; f-moll, op.39; es-moll, op.39 №3. Такой выбор представляет собой определённый риск: произведения « на слуху», всегда имеют успех, их часто играют и есть опасность иcполнить «по-своему», «не как все». А.Володин сумел преодолеть искушение: он придерживался замысла композитора, и получилось. Зал награждал аплодисментами каждую пьесу, не желая дожидаться окончания цикла. Это было очень эмоционально, искренне и пианист не возражал.
С. Рахманинов. Прелюдия cis - moll
C. Рахманинов. Прелюдия D - dur; Прелюдия g - moll