Романтический концерт Алексея Володина

В последние годы в Ярославской филармонии бывают концерты, которые надолго запоминаются. Концерт 8 февраля пианиста Алексея Володина – один из таких. Выпускник Гнесинской школы и Московской консерватории Володин - очень востребованный на Западе пианист. Стремительный взлёт его карьеры начался с Международного конкурса академических музыкантов имени Гезы Анды, победителем которого он стал в 2003 году. Конкурс Гезы Анды был организован в 1979 году в Цюрихе. Победа предоставляет музыканту ангажемент на три года (около 200 концертов) в Европе.
В Ярославль Алексей Володин приезжает третий раз (последний концерт был в феврале 2011 года), и это удивительно для пианиста, чьи концерты в России проходят  в Москве и Петербурге, и  редко в провинции. У музыканта  нет русского импресарио и приглашение его должно исходить от  филармонии. Учитывая, что артист даёт больше 10 - 15 концертов в месяц, это нелёгкая задача. Хочется поблагодарить сотрудников Ярославской филармонии, которые сделали всё возможное, чтобы концерт пианиста мирового уровня состоялся в нашем городе. О том, что искусство Алексея Володина по достоинству ценят в Ярославле, говорит полностью заполненный зал в этот вечер ( впрочем, как и на предыдущих концертах музыканта).  Пришла наша самая взыскательная  публика. И  уже после  первого произведения зал взорвался  бурными аплодисментами, да и потом не жалел ладоней и голоса. После каждого исполнения, « Браво» слышалось не единичными возгласами, а шло со всех сторон. Ярославские зрители услышали  в этот вечер романтический концерт: Две рапсодии Й. Брамса, Третья соната Р. Шумана, три прелюдии и этюды- картины С. Рахманинова, Вторая соната С. Рахманинова, в «бисах» прозвучали Рахманинов и Шопен.

Первое отделение открыли великолепные образцы концертного пианизма Й.Брамса – «Две рапсодии» ((h-moll и g-moll, op. 79).  Эпическое начало, суровый драматизм, яркие контрасты присущи этим произведениям. Алексей Володин исполнил их с мужественной энергией, мощью выражения, не исключающей тонкости лирических моментов. Воплощение монументально – патетического замысла Брамса, которым особенно отличается вторая рапсодия,  внутренне подготовило зал к восприятию драматической музыки Р.Шумана.

Третья соната для фортепиано (f-moll) Р. Шумана
стала «изюминкой» концерта Алексея Володина. Она не исполнялась  в Ярославле несколько десятков лет, и потому её включение в программу вызывало большой интерес. Композитор начал работу над  произведением в 1833 году, а завершил в 1836. Ко второй половине 1830-х годов относится напряжённая борьба Шумана за право соединить свою судьбу с Кларой Вик, известной в то время пианистки. Произведение наполнено чувствами и переживаниями этого периода. В основу сонаты положена лаконичная тема из пяти нот, принадлежащая перу Клары Вик. Тема проходит через все части произведения, объединяя их в одно целое, но в каждой из них создаёт свой характер и своё настроение. Впервые  сонату исполнил Й. Брамс – друг Шумана и Клары Вик, в Вене в 1862 году.
В первой части произведения пианист создаёт образ глубокой печали, скорби. Общий колорит не изменяется и в задушевных эпизодах.
 Во второй части исполнение теряет первоначальную трагичность, музыка звучит достаточно строго,  сочетаясь с рассудительными, мужественными диалогами.
Третья часть ( Quasi variazioni ) представляет собой одно из подлинных откровений творчества Шумана.  Первая вариация у пианиста прозвучала подобно траурному маршу. Вторая -  навеяла какие-то задушевные размышления, третья – покорила страстью и порывом.
 Финал сонаты был исполнен артистом в соответствии с указаниями композитора - Presstissimo possibile (возможно скорее). На фоне непрерывного, стремительного движения, подчёркивающего общую взволнованность, выделялись резкие смены надежды и отчаяния, безмятежности и тревоги.
Блестящее исполнение! Концерт можно было  дальше не продолжать: настолько сильное впечатление произвела игра пианиста. Зал был покорён. Безоговорочный успех!

Впереди ярославских зрителей ждала не менее интересная программа второго отделения из произведений С. Рахманинова. В этом году исполняется 140 лет со дня рождения гениального русского пианиста и композитора и 70 лет со дня его смерти.

Для первой части второго отделения Алексей Володин выбрал фортепианные миниатюры, хорошо знакомые любителям музыки: несколько прелюдий: cis-moll,op.3; D-dur, op.23;  g-moll, op.23 №5 и этюдов – картин: c-moll, op.39 ; f-moll, op.39; es-moll, op.39 №3. Такой выбор представляет собой определённый риск: произведения « на слуху», всегда имеют успех, их часто играют и  есть опасность  иcполнить «по-своему», «не как все». А.Володин сумел преодолеть искушение: он придерживался  замысла композитора, и получилось. Зал награждал аплодисментами каждую  пьесу, не желая дожидаться окончания цикла. Это было очень эмоционально, искренне и пианист не возражал.

С. Рахманинов. Прелюдия cis - moll



C. Рахманинов. Прелюдия D - dur; Прелюдия g - moll


Видео с концерта опубликовано с разрешения Алексея Володина.

Заключительным произведением концерта стала «Соната для фортепиано» b-moll, op.36 Рахманинова, написанная 1913 году.  Вторая версия сонаты появилась в 1931 году.  В 1940 году, с согласия композитора, пианист Владимир Горовиц сделал новую версию сонаты, представляющую собой смесь версий 1913 и 1931 годов. Многие пианисты использовали издание Горовица при исполнении этой композиции. Алексей Володин играет версию 1931 года, считая, что авторский вариант имеет преимущество перед любыми другими.
Вторая соната Сергея Рахманинова написана с большим виртуозным размахом, в пафосно - патетическом стиле. В трёх её частях чередуются активные драматические и задумчивые созерцательные образы. Их взаимодействие устремляет общее развитие сонаты к конечному лирико – гимническому апофеозу.
Виртуозность исполнения сонаты совершенно не замечают зрители: так легко «порхают» руки музыканта, преодолевая все технические трудности. Пианист доносит до слушателей острую внутреннюю напряжённость, тревожную смятённость, скорбь и нелёгкие раздумья этого произведения. После последней ноты публика горячо благодарила артиста и требовала « бисов». «Бисировал» Алексей два раза, сыграв Прелюдию gis-moll C.Рахманинова и Вальс cis- moll Ф. Шопена.  Замечательный концерт, потрясающий пианист!
Может ярославским ценителям музыки очень – очень повезёт, и через два года  они снова придут на концерт Алексея Володина?

Ф Шопен. Вальс cis - moll




Карина Короткова - фото, видео.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»