Марсель Тадокоро. Не получилось победить, но есть признание

Главное музыкальное событие 2023 года — XVII Международный конкурс им. П. И. Чайковского. Прошло меньше полугода с его завершения, и ещё не забылись радостные и спорные моменты этого события.


Но страсти всё-таки потихоньку начинают остывать. В немалой степени этому способствуют новые выступления участников конкурса на различных музыкальных площадках. Организаторы концертов приглашают не только победителей и лауреатов , но и тех, кто ярко проявил свой талант на начальных этапах борьбы.

Одним из таких, наиболее интересных и запомнившихся зрителям молодых исполнителей в номинации «фортепиано», был Марсель Тадокоро (Франция - Япония), ученик известного профессора Парижской Высшей Школы музыки им. Альфреда Корто Рене Шерешевской.

Напомню, что на двух предыдущих конкурсах Чайковского её воспитанники произвели настоящий фурор. В 2015 году на XV конкурсе зажглась звезда Люка Дебарга (Франция), ставшего мировой звездой фортепианного исполнительства. На следующем, XVI, первое место и золотую медаль среди пианистов завоевал Александр Канторов (Франция).

Марсель Тадокоро до конкурса Чайковского уже выступал на международных музыкальных соревнованиях во Франции, Испании, Германии, Канаде, где занимал первые и вторые места. В 2018 г. в Екатеринбурге он вошёл в число призёров (3 место) на Международном конкурсе пианистов им. Веры Лотар-Шевченко. О многом говорит и его участие в самых престижных конкурсах мира: 2021 г. - полуфинал Международного конкурса пианистов Королевы Елизаветы (Бельгия), 2022 г. - специальный приз председателя жюри на конкурсе Вана Клиберна (США).

И, конечно, Марсель Тадокоро не мог пропустить конкурс Чайковского в России. Талантливый пианист приобрёл многочисленных поклонников уже после первого тура, уверенно исполнив сложнейшие произведения Бетховена, Шопена, Листа. Во втором туре он представил интересную программу из малоизвестной широкой публике «Прелюдии» - советского композитора и дирижёра Евгения Светланова , редко исполняемую раннюю Сонату до диез минор Чайковского и пьесу Трене в обработке Вайсенберга - "En avril a Paris"(«Апрель в Париже»). После завершения программы, зал стоя аплодировал М. Тадокоро.

Музыкальные форумы в интернете были заполнены восторженными откликами. К сожалению, жюри явно не понравился выбор «не конкурсных» произведений и  непринуждённая, почти импровизационная, манера игры французского пианиста. В финал Марселя не пропустили. Много было «поломано копий» из-за решения судей и среди зрителей Московской консерватории, и среди смотревших трансляцию в интернете, но вердикт жюри остался неизменен. Увы, жюри состоит не из роботов с искусственным интеллектом, а из живых людей со своими предпочтениями. И тем не менее Валерий Гергиев, сопредседатель оргкомитета конкурса Чайковского, оценил игру Тадокоро и пригласил участвовать в концерте-закрытии конкурса.

Не обошли вниманием талантливого пианиста и российские филармонии. Уже в ноябре состоялся гастрольный тур М. Тадокоро по трём городам России. В Ярославле и Пермпрошли сольные концерты, в Рязани — выступление с симфоническим оркестром Рязанской филармонии.

В небольшом интервью ярославскому телевидению пианист сказал, что тщательно подбирал программу своего сольного выступления, решив представить в ней сочинения и французских, и русских композиторов разных эпох.

В результате Марсель выбрал сюиты Ж.- Ф. Рамо (XVIII в.), П. И. Чайковского (XIXв.), М. Равеля и И. Стравинского (начало XX в.). Сочетать несочетаемое - вот что легло в основу его выбора композиторов и произведений. Изюминка же состояла ещё и в том порядке, в каком пианист исполнил их в концерте. Эта задумка М. Тадокоро сработала на 100 %. Но об этом чуть позже.

Вопрос к любителям классической музыки Ярославля: « Когда в последний раз в филармонии звучали сочинения французского композитора XVIII века Жака-Филиппа Рамо, в частности его сюиты?» Возможно, кто-то и скажет, что такое было, но, пожалуй, очень -очень давно. Да и музыка композитора больше, чем на столетие, была забыта, и вспомнили о ней только в начале прошлого века. История такая же, как и с великим немецким композитором И. С. Бахом. В XIX веке забыли, в XX - открыли заново.

Концерт Марсель начал с «Сюиты соль мажор» Рамо. Немного о музыке Франции. Во французской музыкальной традиции всегда была танцевальная основа: и три века назад, и сейчас. Сюиты времён Рамо состояли из набора нескольких популярных танцев того времени: менуэт, гавот, жига, сарабанда и др. Первые четыре сюиты, созданные композитором, соответствовали этому правилу. Последняя, пятая, открывшая концерт в Ярославле, интересна тем, что здесь впервые Рамо выходит за пределы чистой танцевальности, вставив народно-жанровые интонации, сохраняя при этом черты стиля рококо. Особенно это проявилось в знаменитой «Курице» и «Танце цыганки».

В первой половине XVIII века (время создания сюиты), ещё не было такого музыкального инструмента, как фортепиано. Музицировали на клавесине. Играя на современном рояле трудно передать нежный, быстро гаснущий звук клавесина , но М. Тадокоро справился с этой нелёгкой задачей, и в зале звучала изящная, красивая музыка старинного инструмента. Публика оценила не только сюиту Рамо, но и её блестящее исполнение пианистом. Бурные аплодисменты и пока одиночный возглас «Браво!» были первыми, но не последними на этом концерте.

А дальше... дальше случилось невероятное. Вслед за музыкой французского композитора, естественным продолжением было бы услышать сюиту из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, построенную также, как и произведение Рамо, в основном, на танцевальных мотивах. Но Марсель решил представить публике антипод старинной французской музыке и исполнить «Три фрагмента из балета «Петрушка» И. Стравинского: «Русская», «У Петрушки», «Масленица» . После галантного рококо сыграть новаторское сочинение начала XX века? Это было смелым шагом! И правильным, судя по реакции публики.

Немного об особенностях музыки Стравинского.

Фортепианная сюита «Петрушка» появилась на стыке двух периодов творчества композитора: русского и неоклассического (1910 г). Произведение исключительно сложное в техническом отношении, так как в нём фортепиано почти «не поёт». Стравинский намеренно подчёркивает «ударную» природу инструмента многочисленными бросками аккордов, синкопами, глиссандо и тремоло. При этом парадоксально широко использует педаль, дающую продление звука. «Три фрагмента» Стравинского с его обилием различных виртуозных приёмов сыграли важную роль в обновлении пианизма ХХ столетия.

Марсель блестяще справился со всеми трудностями модернистского произведения. А зрители только что не подпрыгивали и не подпевали в такт узнаваемым разудалым мелодиям русских плясовых песен: «Во пиру я была», «Вдоль по Питерской», «Ах, вы сени, мои сени».

Чувствовалось, что и сам пианист получал удовольствие от исполнения музыки русского композитора. Особенно вдохновенно прозвучала «Масленица». Гром аплодисментов публики и несмолкаемые многочисленные крики «Браво!!!» обрушились на Марселя. Концерт дальше можно было бы и не продолжать — французский пианист покорил сердца ярославцев.

Но впереди было второе отделение, не менее значительное по программе. Оно открылось вновь музыкой французского композитора, но это уже был не XVIII век, а начало XX: Морис Равель «Благородные и сентиментальные вальсы». Композитор написал фортепианный цикл, навеянный музыкой И. Штрауса и Ф. Шуберта. Но по содержанию и языку вальсы Равеля далеки от романтичности композиторов XIX века. Несмотря на изящество и поэтичность, его музыка носит содержит оригинальность и ироничность нового века. И это М. Тадокоро своим исполнением донёс до слушателей. Выбором произведений Рамо и Равеля пианист погрузил зал в две далёкие друг от друга эпохи французской музыки, ювелирно выстроив драматургию образов и продуманный артистизм каждого композитора.

И, наконец, пришла очередь П. И. Чайковского. Всеми любимая, невероятная по красоте музыка из балета "Щелкунчик"! Лучшего финала выступления М. Тадокоро было и не придумать. Фортепианная версия под названием «Концертная сюита» была создана выдающимся российским пианистом Михаилом Плетнёвым и исполнена им на конкурсе им. П. И.Чайковского в 1978 г. Великолепная музыка русского композитора, переложенная для фортепиано с использованием колористически - звуковых и виртуозных возможностей инструмента, вызвала восхищение публики и сразу стала популярной среди пианистов.

В Сюите несколько частей. Первым легко и изящно прозвучал марш. А затем начались танцевальные номера. В танце Феи Драже Чайковский впервые в России использовал старинный инструмент челесту, издающую «небесный» звук. Пальцы французского пианиста так мягко прикасались к клавишам, что звучание получилось очень нежным и проникновенным. Тарантелла - итальянский танец, прозвучал весело и жизнерадостно. Русский трепак - живой, исполненный с задором, никого не оставил равнодушным. В китайском танце был выстроен контраст отрывистых звуков в низком регистре и лёгких пассажей в верхнем, имитирующих звуки фагота и флейт, чередующихся с отрывистым пиццикато, а-ля струнные.

Светлый, радостный финал оставил ощущения счастья и от музыки Чайковского, и от выступления Марселя Тадокоро.

Ярославская публика наградила французского пианиста большими букетами цветов, продолжительными овациями и несмолкаемыми «Браво!». Конечно, были «бисы». После первых двух зал никак не хотел отпускать Марселя. И только после третьего «биса» (редкий случай!) растроганный и счастливо улыбающийся музыкант, смог покинуть сцену.

P.S. Большое спасибо руководству ярославской филармонии за организацию трансляции концерта Марселя Тадокоро. Её и сейчас можно послушать на сайте филармонии. Надеюсь,
вы это сделаете.


Марсель Тадокоро — Ш. Трене — А. Вайсенберг: Апрель в Париже. XVII конкурс Чайковского, фортепиано. 2023 г.




И. Стравинский. Сюита «Три фрагмента из «Петрушки». Конкурс им. королевы Елизаветы , Брюссель, Бельгия— 2021 г.


    Концерт из Рязанской филармонии транслировался на Культуре. РФ (запись доступна).



Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»