Хоровая капелла «Ярославия» представляет «Маленькую торжественную мессу» Дж.Россини

29 января государственная академическая капелла «Ярославия» исполнит в концертном зале Ярославской государственной филармонии «Маленькую торжественную мессу» (Petite Messe Solennelle) Дж. Россини. Пусть никого не смущает слово «маленькая». Оно относится не к продолжительности произведения (оно написано на полный канонический латинский текст и звучит около полутора часов), а к составу исполнителей первой редакции Мессы: композитор задействовал всего 12 певцов – четырех солистов и восемь хористов. Числом двенадцать Россини намекал на 12 апостолов, присутствовавших на Тайной вечере.
 Инструментальное сопровождение состояло из двух дублирующих фортепиано и фисгармонии, позднее замененной на орган. Что было причиной такого скудного состава инструментов?
 Возможно, Россини сделал это сознательно, понимая свой композиторский талант – создавать шедевры оперы-буфф. Использование оркестра подчеркнуло бы оперную природу стиля Россини.  И все-таки с оперой композитор не смог расстаться даже в духовном произведении. Наряду с полифоническими номерами, он использовал в Мессе оперные арии и ансамбли.

 Но прежде, чем продолжить рассказ о структуре и особенностях  произведения, предложу читателю и, возможно, потенциальному слушателю, немного истории.
В 37 лет прославленный, обожаемый всей Европой, итальянский композитор Джакомо Россини, написавший к тому времени 39 опер, с неизменным успехом исполняющимися всевозможными театрами, неожиданно завершает свою блистательную карьеру оперного композитора. Россини прожил еще почти четыре десятка лет, но опер больше не писал.  Конечно, он не оставил совсем композиторскую деятельность и продолжал сочинять, но это были уже, в основном, духовные произведения.   В эти годы им были написаны "Ave Maria", Мелодия Реквиема для контральто и фортепиано, а также  монументальные хоровые творения: оратория "StabatMater" ("Стоит Матерь скорбящая…"), Три хора "Вера, Надежда, Милосердие" и, наконец, "Маленькая торжественная месса».

«Маленькая торжественная месса» была написана Россини в 1863 году.  На титульном листе композитор написал: «Боже милосердный, вот она и закончена, эта бедная маленькая месса… Немного уменья, чуть-чуть души — всё тут. Будь же прославлен и ниспошли мне рай».
 По мнению музыковедов, на обращение Россини к духовной музыке повлияло его сближение и сотрудничество в Париже, где он жил последние десятилетия своей жизни, с Луи Нидермайером, руководившим Школой церковной музыки. Россини даже вставил в свою Мессу прямую цитату из мессы Нидермайера. Не случаен и тот факт, что первое исполнение Маленькой торжественной мессы состоялось день в день, спустя три года после смерти Нидермайера.
Впервые произведение  было исполнено 14 марта 1864 г. в домашней часовне особняка друга композитора - мецената и банкира графа Пийе-Уилл, жене которого - Луизе,  посвящена месса. 
В узком кругу слушателей присутствовали видные французские композиторы: Амбруаз Тома, Даниэль Обер и Джакомо Мейербер. Последний сразу же после премьеры направил Россини восторженное письмо со словами: «Дай вам Бог дожить до ста лет, чтобы вы могли создать еще несколько подобных шедевров, и дал бы Он мне тоже прожить столько же, чтобы я мог восхититься этими новыми произведениями вашего бессмертного гения!»

В 1866—1867 гг. Россини оркестровал свою мессу — по собственному признанию композитора, из опасений, что это сделают за него другие и не в соответствии с его собственным вкусом: «Как только найдут её в моём наследии, явится господин Сакс со своим саксофоном или господин Берлиоз с другими великанами современного оркестра, захотят инструментовать мою мессу и убьют этим несколько моих вокальных голосов, а заодно благополучно прикончат и меня самого. Ибо я всего лишь бедный мелодист! Вот потому я и занимаюсь тем, что пишу к моим хорам и ариям сопровождение в органной манере, то есть для струнного квартета и нескольких скромно выступающих духовых инструментов, которые не заглушат моих бедных певцов».
Оркестрованная версия была исполнена уже после смерти композитора, 28 февраля 1869 года, и приурочена ко дню рождения Россини. Импресарио Морис Стракош, приобретший у вдовы Россини права на исполнение мессы, не только организовал  концерт, но и в самом скором времени провёз произведение по многим европейским городам.  Обе версии Мессы продолжают жить в концертных залах до настоящего времени.
Месса – одно из наиболее сложных произведений Россини. Традиционно в католической мессе 14 частей. Все они представлены и  в Мессе Россини. Одни из них написаны композитором как хоровые фуги -  Et resurrexit и  гимны - O salutaris hostia, другие -  как полифонические эпизоды – PreludeReligieuxe («Религиозная прелюдия») - орган или фортепиано соло, третьи -  как оперные номера -  Domine Deus (Господи Боже) – ария тенора, Qui tollis (Несущий грехи мира) – дуэт сопрано и контральто, Quoniam tu solus sanctus (Ибо Ты один свят) – ария баса, Agnus Dei (Агнец Божий) – ария контральто с хором.

«Маленькая торжественная месса» Россини прозвучит под управлением художественного руководителя и главного дирижера хоровой капеллы «Ярославия» - Владимира Контарева.





В исполнении мессы примут участие солисты: Алиса Гицба (сопрано, Москва), Юлия Меннибаева (меццо-сопрано, Москва, Тигран Матинян (тенор, Москва), Александр Суханов (баритон, Ярославль).

Несколько слов о солистах:

Алиса Гицба (сопрано) окончила Сухумское музыкальное училище и Российскую академию музыки им. Гнесиных. Дипломант Международного конкурса вокалистов в Перми (1993) и дипломант Международного конкурса вокалистов им. Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (1998).
В 1991-1994 годах солистка ансамбля старинной музыки «Мадригал» при Московской государственной академической филармонии.
Солистка «Геликон-Оперы» с 1993 года. Заслуженная артистка Российской Федерации (2004), Народная артистка Республики Абхазия (2007).
Алиса Гицба ведёт активную концертную деятельность, участвует в престижных музыкальных фестивалях.  В её репертуаре музыка всех художественных стилей – от эпохи барокко до авангарда ХХ столетия. Алиса Гицба принимала участие в юбилейном концерте, посвященном 10-летию хоровой капеллы «Ярославия» (декабрь 2013 г.).

Юлия Менинбаева (меццо-сопрано) начала заниматься вокалом в хоровой школе «Канцона» в родном Ярославле под руководством Виктора Минакова. Несколько лет назад она переехала в столицу, где училась в Московской государственной консерватории имени Чайковского и в Академии хорового искусства имени Попова. Кроме того, прошла Международную школу вокального мастерства . Певица – лауреат всероссийских конкурсов: имени Ф. И. Шаляпина (2003) и «Серебряный голос» (Москва, 2005). Удостоена наград международных вокальных состязаний: диплома и приза «Надежда» IV конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург» (2009), II премии конкурса меццо-сопрано памяти Федоры Барбьери (Санкт-Петербург, 2012).  С 2010 работает в театре «Новая опера». В этом году Юлия стала участницей телешоу «Большая опера» на канале «Культура».

Тигран Матинян (тенор) закончил вокальное отделение Академического музыкального училища при Московской консерватории. С 19 лет работает в театре «Ленком» в качестве солиста-вокалиста (1998г.). С 2001 года Тигран Матинян постоянно выступает в концертах Московской филармонии, проводимых лекторами-музыковедами С. Виноградовой, Ж. Дозорцевой, А. Варгафтиком, участвовал в программах А. Суетина. Т. Матинян сотрудничает с ведущими российскими симфоническими оркестрами. В мае 2007 года стал обладателем специальной премии на XIII Международном конкурсе вокалистов Riccardo Zandonai в Рива дель Гарда (Италия). С 2008 года является солистом ансамбля «Мадригал» Московской филармонии.

Александр Суханов (баритон) учился в Пермской хоровой капелле мальчиков и юношей. Закончил с отличием Пермское музыкальное училище. Закончил Нижегородскую государственную консерваторию им. М.И.Глинки, по двум специальностям – дирижерско-хоровой и вокалу.
А.Суханов пел в Нижегородском камерном театре оперы и музыкальной комедии им. В.Степанова, вокальныом ансамбле «Виват» (Нижний Новгород), мужском хоре Санкт-Петербургского Подворья монастыря «Оптина Пустынь».  
В 2004 году Александр Суханов принял участие в Международном молодежном фестивале-конкурсе «Звездные врата», завоевав звание лауреата конкурса. Артист выступает как с сольными программами, так и в концертах с разными коллективами. В его репертуаре сочинения разных жанров и эпох – от старинной музыки до современной эстрады. В настоящее время Александр Суханов является солистом Ярославской филармонии.

Партию фортепиано исполнит Владимир Юрыгин-Клевке (Москва).
«Игру В. Юрыгина-Клевке характеризует блестящий пианизм, великолепное чувство стиля, замечательные ансамблевые качества».
Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, профессор Н. А. Петров


 В. Юрыгин-Клевке в возрасте 4 лет начал обучение игре на фортепиано в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории.  Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру. Его учителем был известный советский пианист и педагог, профессор, народный артист СССР Я. И. Зак, ученик Г. Г. Нейгауза. После окончания Московской консерватории пианист начал карьеру профессионального исполнителя и педагога. В 1996 году стал победителем Всесоюзного конкурса пианистов по исполнению современной русской музыки. У пианиста колоссальный исполнительский и концертмейстерский опыт: больше десяти лет был солистом Московской филармонии, работал концертмейстером оперной труппы Большого театра. С 2005 г.  – доцент на межфакультетской кафедре фортепиано Московской консерватории.

Фрагменты "Маленькой торжественной мессы" Дж. Россини
Kyrie


Agnus Dei
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»