Каренин - Волковский театр

Побывав на спектакле "Каренин" в Волковском я могу только поздравить всех причастных с огромной творческой удачей. Спектакль прекрасен настолько, что я даже не понимаю, как о нём рассказывать.


История Каренина находится вовсе не на периферии романа, но сам толстовский текст так богат, что попытка перенести его на сцену обречена. Василий Сигарев вынул из переплетения судеб героев только одну нить, которая при более близком рассмотрении становится отдельным романом. Романом трагическим, безысходным.

"Новая газета" давеча опубликовала неотправленное письмо Маяковского Лиле Брик. В его начале есть фраза, которая отражает, как мне кажется, главное, что происходит с Карениным: "Я так бесконечно радуюсь твоему существованию, всему твоему, даже безотносительно к себе, что не хочу верить, что я, сам, тебе совсем не важен".


"Я, сам, тебе совсем не важен" - вместе с государственным умом, талантом, чувствами, тактом, любовью, словом - весь. Получив первые слухи о том, что Анна необычно себя ведёт, слухи вполне определённые и небеспочвенные, Каренин раздумывает - как сказать о своих опасениях, чтобы не ранить её чувств. И он пытается, вот это - "предостеречь", когда Анне уже всё равно, что говорят расположенные между двумя нелепыми ушами губы, она равнодушно отвечает туда что-то, чтобы как-то прекратить произнесение этим каких-то слов, которые не стоят того, чтобы складывать их во фразы. "Это дело надо как-то решить" - говорит Каренин, этими словами начинается и заканчивается спектакль, но в них нет никакого смысла вообще: какое "дело"? что такое "решить"? Это лишь констатация падения, бессильный стон бесконечного падения в одинокую пустоту, свидетелями которого мы становимся.


Евгений Мундум в роли Каренина убедителен настолько, что в антракте мы с Владимиром Ильичом Жельвисом гадали - может ли продолжаться спектакль, ведь человека в таком градусе горя в любой момент может постичь либо удар, либо сумасшествие. В его работе оправдано всё - и явно превосходящий толстовского Каренина возраст, и полное отсутствие сановного благообразия, ведь действия на вокзале в пьесе нет, с первой минуты мы видим человека уже подточенного сомнением.

Анна Ткачёва, наверное, тоже не полностью укладывается в написанный Толстым портрет, но её устремлённость вовне, блеск одержимости в глазах, безжалостная по отношению к мужу чувственность, которую она не пытается скрыть - всё это пугает своей достоверностью и с первых минут даёт почувствовать - развязка этого бега будет ужасной.

Спектакль "Каренин" - это дуэт с добавкой, потому что кроме главного героя вместе с его преследователем сосуществует третья фигура. Это графиня Лидия Ивановна, "подобравшая" потерявшегося в своём шоке Каренина. Деспот и резонёр, она открывает ему себя, лишь попусту напугав - её избранник отчаянно нуждается в тишине, ему кажется, что он уже не может переносить новых ударов, которые ему наносят со всех сторон, искренне этого не замечая. Елена Шевчук - третья звезда постановки, вносящая в происходящее элемент комизма; правда смех публики вызывают не гэги, а пугающее несоответствие её дидактического тона звучащим формулам христианского человеколюбия и настрою адресата.


Актёров второго плана в постановке также трое (кстати, нельзя не отметить равновесность и архитектурную точность в такой организации персонажей!). Серёжу, мальчика 10 лет, играет Руслан Халюзов, и этот выбор, на первый взгляд, странный, не вызывает никаких вопросов. Крупный мужчина в роли ребёнка абсолютно оправдан и когда простодушно задаёт простые вопросы, на которые у Каренина нет ответов - ведь говорить нужно прямо, как есть, а это "как есть" - суть того, что ранит его сильнее всего; и когда в какой-то момент берёт плачущего Каренина на руки - да, этот мальчик больше и сильнее своего отца потому что знает - мама его любит.

Лучший мим Волковского театра - Илья Варанкин - в титрах обозначен как исполнитель роли Ландо. Я подумал, что он играет повозку (а он может), но оказалось, что так пишется по-русски фамилия француза - прорицателя, выстреливающего в финале пьесы. В остальное время чтец чужих мыслей ведёт не менее важную роль, являясь вторым "я" главного героя - он всё время присутствует на сцене запертым в голове Каренина, работая невербальными субтитрами, спинным нервом спектакля.

Другие - Виталий Даушев. Его герои - доктор и адвокат - суть бездушие, бесчеловечность; адвокат смотрит не на собственно Каренина, а лишь на "дело", а доктор рассматривает его тело так, будто перед ним покойник. Весь спектакль - это обращённые к герою лица бесчеловечности, разглядывающие его, как насекомое, но видящие перед собой лишь самое себя. Лишь Серёжа видит в Каренине человека, поэтому ему и достаётся больше остальных. Остальные закрыты герметично, и "решить" "это дело" тот не в состоянии.


Да - это же камерная сцена! Весь ужас внутренней инквизиции героя виден на расстоянии вытянутой руки.

И толстовский текст, оставленный, насколько я мог оценить, без крупных изменений.

Большое спасибо режиссёру спектакля Роману Кагановичу и автору текста Василию Сигареву.

Исключительного качества работа! Для возможных зрителей добавлю только одно замечание - если вы хотите легко и приятно скоротать вечер за захватывающим зрелищем, имейте в виду: спектакль "Каренин" гарантирует только последнее.

Вы же в курсе развязки, верно?

Фотографии http://www.volkovteatr.ru/

Марк Нуждин

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»