О мысленных парадоксонах

Одна из самых удивительных и смешных штук, которые приходилось видеть когда-то — это огромная, на много сотен страниц, диссертация о безмолвии. Однако смешная только на первый взгляд. При всяком оригинальном делателе тут же возникнет схоласт-истолкователь. За ним с неизбежностью — популяризатор. Потом стройные ряды эпигонов, старающиеся делать так, как делал первый. Из подражателя легко получается имитатор.

Достижения человеческого духа вообще даются нам прежде всего в словесности. Кажется, примерно так написал в статье памяти С. С. Аверинцева М. Л. Гаспаров. Даже св. Силуан Афонский, будучи едва грамотным, записывал свои мысли и переживания. За ним появился гораздо более красноречивый ученик Софроний. А с архимандритом Софронием возник и монастырь в Англии, где монашеское делание — "по Силуану". С таким вот знаком качества. Уникальный личный опыт афонского старца об "уме во аде" превратился в метафору. А вместе с ней — в риторику, доступную словеснику для свободного исследования. A эпигонам для имитации.

Порождаемая непосредственной опытной жизнью делателя литература, а за ней и вторичные (и т. д.) писания, помимо порождения самой себя (текстогенез), сподобна породить силу вдохновения. А вместе с ним — новых делателей (это редко) и новый же опыт (это ещё реже). Последний будет неизменно порождать всё новые тексты (словесность), дробящиеся по степени своей относительной удалённости от внетекстовой (пред-текстовой) ткани опыта (Ur-Erfahrung), и иные нюансы смыслов, неведомые прародителю.

Роль исследователя подобна роли скромного переводчика сказанного не ему и не нам. Адресатам, которых мы не можем знать, даже если нам кажется, будто мы знаем "из традиции". Преставитель традиции спокоен, горд и — ослеплён этим. Ему кажется, что он знает. И во многих случаев он ошибается. Переводчик-исследователь скромнее, потому что как никто другой знает свою уязвимость.

Внетекстовым, рыхло-неоформленным бывает только само переживание. "Опыт" по определению всегда оформляется в текст и с текстами соотносится. Пусть даже это оформленная всего лишь внутренней речью или предречевыми интуитивными озарениями соотнесённость с тканью традиции ("так у святых Отцов", "это сказано было в Писаниях"; "так учил Будда в Сутрах"...).

Именно это, как кажется, имел виду архимандрит Софроний, когда писал о "догматичности молитвенного опыта".

edgar-leitan.livejournal.com

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»