Напоминаю еще раз: главный принцип ликбезов - изложение простейших, всем известных фактов в строгой последовательности с непременным привлечением обычной житейской логики, а напомнив, сообщаю все желающим, что основой для написания "грузинских" ликбезов являются (а) классическая летопись "Картлис Цховреба", (б) обобщающий коллективный труд ведущих грузинских историков, профессоров М. Вачнадзе, В. Гурули и М. Бахтадзе "История Грузии с древнейших времен до наших дней", а также (в) бережно хранимые мною уже невесть сколько лет учебники "История Грузинской ССР" для 7 и 8 классов, линки на которые я, при всем желании, дать не могу...
Продолжение. Предыдущие части: часть 1, часть 2, часть 3 Окончание следует.
Причины, казалось бы, давно труднообъяснимого обрушения двух мировых держав под ударом выскочивших из пустынь варваров, которых, к тому же, было не очень много, давно изучены и разъяснены. Карта так легла. Во-первых, варварам такие фокусы очень часто удаются. Во-вторых, оба монстра, и побежденный Иран, к тому же переживший после поражения тяжелую гражданскую войну, и победитель-Рим были вымотаны до предела. В-третьих, Египет и Сирия дико устали от затянувшейся борьбы сект, не без крови выяснявших, какова же все-таки сущность Христа и были рады простому, без затей единобожию. Но главное, арабы первого поколения, не жестокие и очень практичные, реально несли закон, порядок и снижение налогов. Так что все у завоевателей получалось, и даже без особых (не считая трех-четырех крупных сражений) усилий.
Значит, так. Всем, алчущим мармеладных сказок и кисельных песен о своем уникальном прошлом, непревзойденном величии и высочайшем благородстве духа своих безупречных предков, с каким бы берегом реки Ингури, хоть левым, хоть правым, себя эти алчущие не ассоциировали, сообщаю: если очень хотите, сделаю. Так сделаю, что папа Херберт, родитель "Дюны" со всеми ее сиквелами и приквелами, заворочается в гробу на зависть гололевскому колдуну. Но потом. Здесь и сейчас речь о том, как оно было. А если что-то от себя, то с обязательными оговорками, - дескать, по-моему. Потому, что мамелад мармеладом, но кому-то интересно знать и как оно было на самом деле...
Продолжение. Предыдущие части: часть 1
Вот. Как и обещал. Начинаю излагать историю Грузии в наикратчайшем, но притом максимально возможно подробном и безупречно объективном исполнении ab ovo, держа курс на ХII век от Р.Х., начиная с которого мной все уже описано...
О самых древних временах говорить не будем. Все равно точно ничего не известно. Так что ежели кому-то хочется подробностей, читайте классику. Преподобного Леонтия Мровели, например, чью информацию, собранную в первых частях «Картлис Цховреба», , я буду, во избежание сложностей, использовать дословно. Или, допустим, «Мокцеваи Картлисаи». Тоже неубиенная классика. А потому, пропуская времена настолько былинные, что даже подумать страшно, ограничимся немногим.
Так победим!
Чтобы до конца понять суть драмы, развернувшейся в те дни на Южном Кавказе, следует уяснить: это была война не государств, а идеологий на уровне фактически религиозном. Для большевиков, еще не переболевших детской болезнью левизны, символом веры была мировая революция. Обжегшись на Польше, они всего лишь перенесли направление главного удара на Восток, где, согласно их канону, с нетерпением ждали их массы угнетенных колонизаторами аборигенов, и в этом смысле Кемаль воспринимался ими как весьма перспективный, хотя пока что и недостаточно политически грамотный кадр, за которым архиважно присматривать, что едва ли возможно, пока между РСФСР и Турцией пробкой стоит «проантантовская» Армения.
Прежде всего. Взявшись за тему, я прекрасно сознавал, что подвергнусь сразу с трех сторон. А то и с четырех. А потому. Всем, считающим свою правду самой-самой, а правду оппонента еле-еле недоразумением, напоминаю: основополагающий принцип моих ликбезиков – не исследование, а кратчайшее, максимально доступным языком изложение простейших, всем известных фактов, выстроенных в строгой последовательности и объясняемых элементарной логикой. Без расшаркиваний перед кем бы то ни было и без плевков в чью бы то ни было сторону. Просто как оно было. Из чего и прошу исходить.
Есть вещи, изложить которые вкратце почти невозможно. А надо. Так вот, тяжелая и кровавая проблема армяно-турецких отношений, ставшая одной из воспаленных ран XX века, как ни странно, возникла относительно недавно. Христиане Османской империи, хоть и во второстепенном (если точно, то податном) статусе «райя», несколько веков подряд не имели особых (по крайней мере, земных) оснований для возмущения, вполне интегрировавшись в систему. Сосуществовали. Соблюдая некоторые правила, не подвергались и даже (греки на западе, армяне на востоке) пользовались уважением, занимая нужные и почтенные ниши, неосвоенные турками – пастухами, земледельцами и воинами.