Одним из самых значимых краеведческих проектов, планировавшихся нами к празднованию 1000-летия Ярославля, являлось издание уникального историко-архивного исследования Александра Ивановича Шемякина.
По крупицам собирал он в старых документах сведения о мастерах художественных ремесел – иконописцах, столярах и резчиках, позолотчиках и серебрениках – работавших в XVIII–XIX веках. В итоге десятилетнего труда был составлен фундаментальный свод сведений, «словарь мастеров», в котором собраны данные более чем о тысяче ремесленников. Здесь выдающиеся художники национального масштаба, чьи работы хранятся в музеях и частных собраниях, и ранее никому неизвестные их ученики и подмастерья, заказчики их работ и поручители за качество исполнения... Мастера, трудившиеся во славу Божию, и те, кто делал мебель или столовое серебро для своего помещика. Материалы книги являют собой живой образец преемственности поколений (доказательно выявлены ремесленные династии, созидательно трудившиеся на протяжении долгого времени). Более четверти объема книги занимают указатели: географический, храмов и монастырей, именной.
О детстве вспоминать всегда интересно. А тут сам будущий бывший президент к воспоминаниям подтолкнул. Но все дела к столу не пускали.
Я вырос в Куйбышеве, но не в старой, «самарской» его части, а на Безымянке. Всего-то за несколько лет до моего рождения в десятке километров от Волги выросли здесь огромные заводы и вокруг них — новый город.
Начну издаля.
Пару лет назад мы с Женей Мухтаровым на Ярпортале разошлись в оценках начинавшейся в то время стройки на Брагинских «Очках» (если кто не знает: там на «полуострове» в безумно грязном водоеме стояло нечто символически бетонное, постоянно загаженное, но в честь годовщины Победы). Женя азартно выступал против (Не замай!), возмущаясь некоренной национальностью застройщика, против сноса бездарного бетона и появления будущего ресторана.
Давненько не попадали мне в руки творения товарища Самознаева. И вот, на выставке в ЯОУНБ, брошюра «Стольный град» — каталог замечательной выставки ргадовских документов. Наш издатель здесь не только «технический редактор» (опять!), он – сам по простоте душевной признался на последней странице – еще и: «Вёрстка, корректура В. Н. САМОЗНАЕВ» (именно так, прописными буквами).
Профессор Юрий Юрьевич Иерусалимский четко, ясно и прямо – в стиле 37-го года – ответил на мою критику его главного детища «Энциклопедии/Антологии». Его «Обращение» подписали три десятка людей, а сам он лично разносил донос по инстанциям (мэрия, областные дума и администрация, Ярославская епархия и пр.) с целой стопой «доказательств» моей вредоносной деятельности:
"... когда власти надо, она умеет «мобилизовывать ресурсы»… Если честно показать расходы и на что они пойдут, то даже не надо будет «кошмарить бизнес», сами найдутся спонсоры, потому что очевидно: книга остается на века, а фейерверки, на которые с них привычно тянут деньги, длятся минуты. Единственное, что нужно — чтобы власть публично говорила о необходимости этого, чтобы она декларировала свою принципиальную поддержку, чтобы морально благодарила инвесторов таких проектов. Имя спонсора на книге останется навсегда".
Шесть вопросов издателю
Издательство Александра Рутмана существует в Ярославле с конца 1993 года, и благодаря ему на свет появилось немало достойных исторических и краеведческих книг. Сегодня Александр РУТМАН у нас в гостях.
– Александр Михайлович, какие проблемы вы бы отметили в региональном книгоиздании вообще и ярославском в частности?
«Энциклопедия… Антология» — «Хромая лошадь» ярославского тысячелетия
Прости меня, уважаемый читатель, не могу и не хочу я приступить к детальному разбору содержимого этой книжки «по существу». Точно такая же ситуация была год назад с ВООПиКовским изданием Баршевской: человек показывает мне свои замечания по конкретным историческим неточностям брошюры. Их не один десяток, есть и грубые, но все они в сравнении с одним, но «системным» огрехом — мелочи.
Именно он — принципиален, только о нем и следует говорить публично: ТАК нельзя делать научно-популярные книги, а адресованные детям — категорически…
Почти до самого конца XX века я жил «перпендикулярно» своду знаний о Ярославском крае. Служил в издательстве «Линка-Пресс», параллельно издавал свои книжки. В конце первой зимы новенького XXI века мне позвонила Е. А. Кузнецова и пригласила приехать в Департамент архитектуры областной администрации для разговора об издании… «Энциклопедии».