К началу 18 века картлийский и даже кахетинский останы Ирана более или менее пришли в себя. Убедившись, что с мятежами покончено, Исфахан сменил кнут на пряник, и едва ли будет ошибкой сказать, что главной задачей вали из рода Багратионов в это время стало добиться повышения статуса управляемых территорий до уровня нормальных вассальных ханств. Учитывая дела минувшие, было это не так просто. Центральное правительство осторожничало. Шанс на карьеру имели, как уже было сказано, только мусульмане. При этом, судя по всему, истовость веры сюзерена не сильно заботила, обращение носило, в основном, формальный характер (типа как в позднем СССР, где для вступления в партию следовало, объявив себя атеистом, не очень напоказ ходить в церковь).
Любопытно получается, други. Как-то незаметно, из кирпичиков, словно бы сама по себе, начавшись с анализа важных, но мелких частностей, складывается панорама во всей её красоте и величии. Еще, конечно, не вся, но, похоже, идет к тому, что вслед за "Гопакиадой", выхода которой в свет ждать осталось не так долго, появится, где-то через годик, а то и меньше, еще одна книжка, о еще одной стране, которую я нежно и искренне люблю. Не думал, честно говоря, не гадал. Ан, с другой стороны, оно, наверное, и к лучшему. Должен же кто-то рано или поздно написать объективную историю не только Украины...
Разбор полетов был жестокий. К Хворостинину, конечно, претензий не было, к его стрельцам и казакам тоже. Основным виновником неудачи Дума признала Александра, «иже крест целовав, шерть нарушил, не послал своего сына Юрья на помощь». С таким обвинением в Греми прибыли русские послы Савин и Плуханов. Александру, судя по всему, было крайне неудобно. «При владыке Иосифе да при всем лучшем боярстве царь ся каяти», объясняя задержку сугубой географией. Дескать, «ни самому ходить, ни людей своих посылать на шевкала нельзя было, что шевкал живет за горами высокими, дорога к нему тесна».
История присоединения к России Астрахани и ногайских степей, недавно представленная вашему, други, вниманию, казалось бы, самодостаточна. Все "почему" объяснены, все последствия рассмотрены, и точка. Ан нет. История, как и жизнь (хотя, собственно, почему "как и"?), не останавливается на достигнутом, один сюжет, хотим мы того или не хотим, плавно перетекает в другой, не давая ни участникам событий, ни нам, наблюдающим издалека, возможности остановиться., и любое "уже", опять-таки, вне наших (как и вне предков наших) пожеланий и планов, неизбежно влечет за собою "а потом". Что, на самом деле, очень хорошо...
Как известно, в период Хмельниччины униатский вопрос был близок к окончательному решению. Поляк, оказавшись на пути казаков, при определенном везении мог уцелеть, при очень большом везении и удачном стечении обстоятельств мог уцелеть и еврей, но греко-католиков резали без разговоров. Однако после Андрусовского перемирия, вновь заполучив Правобережье, Речь Посполита, в свою очередь, принялась выкорчевывать православие.
Кто не ошибается, тот уже умер. Кто не умеет признавать свои ошибки, с тем дело обстоит еще хуже. Посему, искренне благодаря уважаемую tin_tina за великолепную, наверняка интересную многим тему, прошу у нее не снисхождения, но - во имя прояснения истины - сколь угодно беспощадной критики.
Вдруг обнаружил: рассказав о присоеднинении к России земель Прикамья и Приуралья, то есть, Казанского и Сибирского ханств, более того, осветив историю проникновения в Казахстан, почему-то упустил из виду нижнее Поволжье. То бишь, Астрахань. А это не есть хорошо, ибо история там была непустяшная. Ну что ж, будем исправлять...
Обещанный ликбез на тему Сибири я изрядно задержал по причинам сколь личным, столь и веским. Вот, готово. Уклоняться я и не собирался, поскольку давешний разговор о судьбах индейцев США, потянув за собой неизбежный аргумент "А что, русские в Сибири себя лучше вели?", возможности отлынить попросту не оставил...
(Знаменосцы Свободы - 6)
"Ты в ответе за тех, кого приручил".
Антуан де Сент-Экзюпери
Этот ликбезик, други, я планировал давненько, да все как-то то руки не доходили, то времени не было, то что-нибудь более интересное отвлекало. А нынче и время есть, и как раз случай подвернулся. Сами понимаете, 29 мая 2010 года, то бишь, аккурат 180 лет с того дня, когда Старый Хикори - Эндрю Джексон, до сих пор, согласно опросам, один из самых популярных президентов в американской истории, простой парень, сделавший сам себя, до конца жизни уверенный, что Земля плоская, и при всем том последовательный либертарианец, подписал знаменитый "Закон о переселении индейцев", по общему мнению - «самый гуманный, честный и благородный документ, какой вообще можно себе представить». О том и поговорим...
Если кто-то из вас, други, подумал, что крах «пламенного наркома» означал и завершение украинизации, то не надейтесь. Совсем наоборот. Ситуацию подали как эксцесс, спровоцированный амбициозным бюрократом, а недовольным активистам, которых снизу доверху было очень много, бросили целую горсть косточек. Кагановича, выждав для приличия месяц-другой, отозвали в Москву (правда, с повышением, но «шумскисты», исступленно писавшие «телеги» в ЦК, были и этому рады). На смену приехал Станислав Косиор (правда, тоже «инородец», но все-таки не какой-нибудь лазарь моисеевич, а целый поляк, что было не так обидно).