В дополнение к сказанному, исправлю небольшую погрешность. Если кому-то показалось, что осетины Шида Картли в 17-18 веках были сплошь пушистыми овечками, не по делу изгрызаемыми злыми волками-тавадами, то это не совсем так. Или даже совсем не так. Горцы есть горцы.
Коста Хетагуров (а есть ли авторитет выше?) в своей публицистике откровенно пишет про «особа» - набегах горных осетин на равнины, мало чем отличавшихся от «лекиоба», набегах джигитов из Дагестана, не скрывая и того, что в первую очередь страдали грузинские села. Все это, в принципе, понятно и вполне объяснимо нищетой, малоземельем, избытком в горах неприкаянной молодежи. Наконец, тем, что осетины равнин для горцев были все же своими, излишне щемить которых не полагалось, а грузины – всего лишь соседями. Но из песни слова не выкинешь: походы грузинских князей в горы в значительной мере были сродни «воспитательной работе», характерной для жизни на стыке «цивилизации» и «варварства».
Всему свое время. Пришел черед поговорить подробно и о Южной Осетии. В связи с чем искренне благодарю осетинских друзей, приславших мне для ознакомления М.М. Блиева «О древних обитателях, племенах и государственных образованиях Закавказья» . Статья большая, явно претендующая на фундаментальность, и автор, судя по всему, солидный (как-никак один из соавторов первого учебника по истории Осетии). Увы, при всех достоинствах материала, главный вывод по прочтении однозначен: осетинские ученые сегодня не столько исследуют прошлое своего народа, сколько выстраивают собственную «новую мифологию», соревнуясь на этом сомнительном поле со своими грузинскими коллегами-оппонентами. Нельзя сказать, что это непонятно, наоборот. И тем не менее, думается, знать, «как это было на самом деле» куда важнее, чем вести бессмысленный и бесперспективный спор на тему «кто кого хуже и кто кого обидел». Я со своей стороны, разумеется, не претендую на роль гуру. Моя цель, как и в ликбезах, посвященных Грузии, всего лишь наиболее сжато и объективно проанализировать доступные нам факты. Тем же особо активным осетинским патриотам, которые сочтут необходимым, уподобившись своим грузинским alter ego, предать меня анафеме как «подрывателя устоев», могу, как и вышеупомянутым alter ego, пожелать одно: флаг в руки и попутного ветра.