Однако сразу вслед за недоумением пришло понимание: ключевым тезисом пассажа являются не эти второстепенные пунктики, а общая картина геополитической ситуации, сложившейся в тот момент, с очевидным (хотя и не знаю, насколько осознанным) стремлением «занизить» роль Москвы в процессе сплочения Руси и разрушения ордынского влияния. Дескать, и Москву сожгли, о чем стараются умалчивать, и никакого смысла в победе не было, поскольку дань и после победы платили, и не за Русь умирали ратники на Куликовом поле, а по «заданию хана». Такая трактовка, на мой взгляд, идеально укладывается в требования «новой мифологии» и, следовательно, заслуживает подробного разбора.
А вот скажи мне, уважаемый читатель, сохранилось ли в твоём речевом обиходе старинное выражение "настольная книга"? Ты, наверное, уже хмыкнул, бросил взгляд на прикроватную тумбочку и улыбнулся. Не смущайся! И к тому, что ты сейчас читаешь, тоже отнесись с лёгкостью. Пусть там, на тумбочке, лежит детектив, или модный женский роман, или журнал с кроссвордами... Неважно! Мне и самому похвастать нечем. Но периодически на этой самой тумбочке появляется одна маленькая книжка, доставшаяся мне от моих друзей в наследство. Пусть же они в своём ином мире смеются, удивляются, ехидничают, раздражаются вместе со мной, открывая эту книгу на любой странице...
...И прейдешь ты, как сон и морок, и места твоего не сыщут.
С. С. Аверинцев, Знамение погибельное (Стихи духовные)
Великий русский поэт Марина Цветаева, будучи человеком, несколько склонным к эпатажу, с особым чувством ратовала за своё неотъемлемое право «не быть своим собственным современником». Поверхностному взгляду это может показаться оксюмороном, вроде «горячего снега» или «чернил белых», но только в первые мгновения. А всё потому, что взгляд, скользящий по поверхности явлений, не в силах проникнуть глубже смутного мельтешения красок и тонов. Не в силах, потому что «нет времени», неинтересно.
Уже в самом начале состоявшегося в прошлый вторник первого после летних каникул заседания Ярославской областной Думы чувствовалось, что народным избранникам чертовски хочется поработать. Соскучились руки по кнопке для голосования. В результате, в повестку дня включили сразу за 20 пунктов. То есть, заведомо предполагалось, что никаких бесплодных обсуждений не будет, все пройдет в хорошем рабочем темпе: одобрили – и с плеч долой.
Еврейские исследователи Ю. Гессен, Д. Пасманик и (в меньшей степени) С. Дубнов еще по свежим следам собрали и едва ли не поминутно систематизировали весь материал, относящийся к этой прискорбной теме, а русский националист В. Кожинов много десятилетий спустя, провел максимально, насколько это возможно, анализ их выводов. Так что, по сути, я мог просто дать несколько ссылок. И тем не менее, пару слов скажу. Не претендуя ни на какую новизну оценок и выводов, однако отрешаясь от некоторой пристрастности, по естественным и понятным причинам, пусть и в малой степени, но все же присущей трудам как почтенных историков, так и, мир его праху, уважаемого Вадима Валериановича…
МК. VIII, 34-12
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
О Виталии Пуханове
В одном из стихотворений, с которыми Пуханов поступал в Литинститут, были такие строки: мы совершенны в гребле на галерах. С той подборки до имеющей выйти книги «Веселые каторжане» временной промежуток более чем в двадцать лет, но и тогда и теперь, как видим, Виталий ощущает себя исключенным из общепринятого порядка вещей и не только социального, но и метафизического, культурного, любого, что и определяет его поэтику. «Деревянный сад», «плоды смоковницы», выросшие в этом не живом и все же живом саду, отбрасывающем драгоценные тени:
Самое время напомнить, что 11 октября у нас с вами, дорогие ярославцы, муниципальные выборы. О чем большинство населения области как не знало изначально, так и знать не желает по сей день. Кажется, событие сие стало трудовым праздником лишь для служителей губернского органа министерства избирательных дел, каковым является, по сути, наш облизбирком во главе с Галиной Степенко.
Предисловие к "Народным песням"
К стихам Сергея Круглова приложимо данное некогда другим Сергеем – Трубецким – определение русской иконы как «умозрения в красках». Здесь то же умное зрение, прозревающее райскую первооснову за всеми трагическими реалиями нашего здесь-бытия, то же осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом, которые запечатлевает в линии и цвете – иконопись, церковное пение – в звуке, и в слове – гимнография. Это в подлинном смысле слова церковная поэзия, аналогов чему в русской изящной словесности за три с лишним века ее существования я почти не вижу.