В Ярославле впервые выступила этно-группа «Хуун-Хуур-Ту»

Вы когда-нибудь слышали, как стучат конские копыта на сцене филармонического зала? Нет?  Значит, вы не были на концерте ансамбля тувинских музыкантов в Ярославле. Оказывается, и конские копыта,  могут быть инструментом перкуссиониста.
Уже шестнадцатую весну в Ярославле проходит Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета. Чем он интересен не только для меломанов, но и для тех, кто не часто посещает филармонию? Прежде всего, разнообразием программ и музыкальных коллективов, причём иногда самых неожиданных. Здесь и выступления академических музыкантов и вокалистов, духовых и джазовых оркестров, хоровой капеллы, музыкально-драматические спектакли.Одна из изюминок фестивалей – концерты этнических коллективов. Вспоминаю выступление египетских исполнителей народной музыки. Незнакомые инструменты, костюмы, пение, – всё было необычно для нас, но здорово!

В этом году на фестиваль приехал ансамбль музыкантов из Тывы (раньше Тува) - «Хуун-Хуур-Ту».

барабан.jpg

Что обозначает название группы? Заглянем в интернет. Дословный перевод: «Хуун» - солнце, «Хуур-Ту» - верчение лучей. Видимо, это можно соотнести с горловым пением музыкантов, в котором извлекаемый звук разделяется на несколько линий, подобно лучам солнца, проходящим через облака или ветви деревьев в лесу. Вот такой получился поэтический перевод.

Горловое пение – древнее искусство Тывы, мало известное за пределами азиатской части нашей страны. Но всё меняется. Сейчас вновь появился интерес к народному творчеству, казалось почти утерянный некоторое время назад с увлечением западной поп-культурой. Секрет необычности пения музыкантов Тывы в том, что звук, издаваемый голосовыми связками, идёт одновременно на разных высотах. Эффект ошеломляющий: певец словно аккомпанирует сам себе, воспроизводя шум деревьев, журчание реки и даже переливы народного инструмента ШООР (вертикальная флейта).

радик и к 2 - поют.jpg

Ансамбль сочетает традиции горлового пения и его различные вокальные стили (хоомей, каргыара, сыгыт) с игрой на народных инструментах, при этом используя как древние напевы, так и их современные аранжировки.

Возрождая и развивая этническое музыкальное наследие, группа играет на этно-инструментах. Причём, почти все они сделаны самими музыкантами. Используют лиственницу (реже сосну и ель), кожу горного козла, волосы хвоста коня, а также копыта, косточки животных, – всё природное.

инст1.jpg

Основной инструмент ансамбля – двухструнныйигил (в переводе с тувинского «ии» - это два, «гл» - струны, т. е. две струны). Игил – тувинский дедушка виолончели.

Смычковый с четырьмя струнами– бызанчи.

Есть и щипковый четырёхструнный дошпулуур – родственник банджо.

инс2.jpgфото

Духовая вертикальная флейта шоор.

Ударные: большой барабан – кенгирге, бубен – тунгур, различные перкуссии (ударные): дуюглар (копыта коня), маракасы из бараньих коленных чашечек, хапчик -кожаный мешочек с косточками.

Используются и губные арфы (варганы) - главный инструмент шаманов.

фототчетверых.jpg

В группе четыре участника — Радик Тюлюш, Кайгал-оол Ховалыг,Саян Бапа, Алексей Сарыглар.Все они профессиональные исполнители горлового пения, иначе говоря, хоомейжи. Всего в Тыве титул народного хоомейжи носят 33 человека, и двое из них состоят в группе «Хуун-Хуур-Ту» — Радик Тюлюш и Кайгал-оол Ховалыг.

Кайгал-оол-Ховагалык – один из основателей ансамбля и самый старший по возрасту. Народный хоомейжи Республики Тыва. Заслуженный артист России. Известен уникальным пением в стилях хоомей и каргыраа. У него нет музыкального образования, да оно ему и не нужно – самородок, обладатель потрясающего глубокого и сильного голоса.

саян.jpg
Саян Бапа 

Саян Бапа – единственный музыкант с европейскими корнями (русская мама). Именно он ведущий ансамбля: рассказывает о своих друзьях – музыкантах, инструментах, песнях и музыкальных композициях. Саян универсальный инструменталист, играющий на дошпулууре, игиле и акустической гитаре. Поёт в стиле каргыраа. Закончил музыкальное училище.

Тюлюш Радик – потомственный исполнитель тувинской музыки. Учился горловому пению и игре на национальных инструментах у своего деда. Получил музыкальное образование, преподаёт в Республиканской академии искусств. Выступал в различных тувинских коллективах и Национальном оркестре Тывы. В совершенстве играет на игиле.

радик.jpg
Тюлюш Радик

Алексей Сарыглар учился в музыкальном училище Ула-Удэ по классу ударных инструментов. Поёт в стиле сыгыт, эксперт по тувинской перкуссии и струнным инструментам.


А сейчас о самом концерте.

О чём рассказывали зрителям музыка и песни, звучащие со сцены? Обо всём, что было и есть в жизни кочевого народа: прохладный свежий воздух, где высоко над уровнем моря дикие степи, бурные реки, поющие птицы, быстрые кони, юрты и культура, соединяющая в себе буддизм и шаманизм.

Трудно выделить какую- либо одну композицию. Все хороши и интересны.Первыми прозвучали «Молитва» и «Зов предков», как рассказ об истории народа. Совершенно потрясающая по звучанию ударных инструментов и ритму «Песня о коне». В ней отличился Алексей Сарыглар.


Песня о коне

Зрители услышали песни о любви к матери, девушке, о тайге, горах,в общем, о том, что составляет жизнь кочевого народа. Концерт шёл без перерыва. Невозможно было прервать состояние почти медитации, в которое погрузились и исполнители, и зал. За полтора часа непрерывной музыки никто не встал с места.

Закончил выступление «Хуун-Хуур-Ту» 10-минутной композицией, где горловое пение смешалось со свистом ветра, лаем собак, скрипом деревьев, шумом тайги и пением птиц. Это было монументальное полотно, которое рассказало о силе и мощи сибирской природы.

аплодисменты вставить.jpg

Ярославская публика горячо приветствовала каждое исполняемое произведение. Многочисленные букеты цветов от зрителей по окончании концерта, нескончаемые аплодисменты и, конечно, «бис» от музыкантов. Это выступление, наверняка, запомнится надолго. Спасибо группе Хуун-Хуур-Ту за хорошее настроение в этот вечер и надеемся на новую встречу.

Фото и видео — Александр Танчук
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»