Если Европа хочет остаться европейской, то европейцы не должны во имя мультикультурализма отказываться от европейской идентичности своего континента. Ради её сохранения они должны действовать мирно, — внешне и внутренне, — но без враждебности по отношению к исламу... Ясно, что европейцы пока к этому не готовы.
Бассам Тиби, Война цивилизаций: политика и религия между разумом и фундаментализмом (Bassam Tibi, Krieg der Zivilisationen: Politik und Religion zwischen Vernunft und Fundamentalismus)
Просматривая в последнее время различные публикации в российских сетевых СМИ, мне бросились в глаза высказывания российского руководства (президента и премьера) об исламе в контексте нынешней политики государства. Речь идёт якобы об усилении в российском обществе настроений исламофобии со стороны немусульман, грозящей перейти в повсеместную конфронтацию, и об их недопустимости.
Тоталитаризм как идея не связан не только с государством, с политическим режимом, политической идеологией или даже с характером спонтанно существующего общества. Сама проблема тоталитаризма — это не то, "как ты живёшь", а то, "как я мыслю". Тоталитаризм — …есть принудительность моего мышления. Это означает не то, что я мыслю, как другой, но и что другой мыслит, как я.
А. М. Пятигорский, Реакция философии на тоталитаризм
Эпоха телевизионных дискуссий не оставляет места для выражения нюансированных точек зрения: задан темп, обрывающий на полуслове всякое "но", всякую уточняющую оговорку.
С. С. Аверинцев, Переосмысляя современность (Круглый стол: Поворотные точки истории и мировой порядок)
Говорить o религиях всегда непросто. И дело не только в необъятности тематического поля, множестве аспектов и точек зрения на этот поистине универсальный феномен человеческого бытия. Знаю, люди нерелигиозные со мною не согласятся, если я скажу, что человек постольку и является таковым, отличаясь от прочих живых существ, что ему свойственна религиозность. Возможно, не согласятся со мной и буддисты, которые возразят, что и у иных существ круговерти странствий сознания, подобно обитателям адов или разного рода духам, должна существовать некая духовная практика, а значит и религия...
Горе вам... лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников... Вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков.
Евангелие от Матфея 23:29,31
Умонастроение части российского общества в последнее время, судя по интернетовским публикация, взбудоражено планирующимся введением в систему среднего образования религии. В единственном числе, если считать «религию» общим, собирательным понятием. Во множественном — если иметь в виду, что речь не об одном христианстве, но и об исламе, и буддизме, и иудаизме.
Мы стали внимательнее к своему внутреннему времени, времени нашего мышления, переживания и опыта.
Александр Пятигорский, Вспомнишь странного человека...
Мы уже неоднократно говорили о том, что любой текст, а тем более древний, релевантный с культурно-исторической или религиозной точки зрения, нуждается не только только в прочтении, но и в понимании. Последнее как будто бы разумеется само собою. А между тем всё не так просто, каким хочет казаться.
Текст — это отсрочка для действия. Он позволяет обозреть много и выбрать одно, нас сосредотачивает и повышает уровeнь бодрствования.
Д. Зильберман, Приближающиеся рассуждения
Все, кто читали Новый Завет, наверняка помнят слова Первоапостола в I Послании Петра (3, 15): «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением».