Мольер в формате сторис, стримов и бесконечных потоков селфи

Таким может быть прочтение пьесы французского драматурга «Мизантроп»!
111.jpg

Неожиданный взгляд на классику, очень точно отражающий нашу реальность, предлагает дипломная работа выпускников мастерской Ольги Тороповой. Спектакль в Учебном театре ЯГТИ мне удалось увидеть в последний день апреля.

Очень смелая постановка! Очень! В классический перевод пьесы на русский язык вплетается еще и перевод современного автора. Шутки порой становятся грубее и неприличнее. Но если помнить, как нецензурно сегодня изъясняются подчас даже дети, – лексика персонажей окажется вполне оправданной.

Сам же современный перевод превращается в бесконечную постмодернистскую игру с цитатами. Из самого очевидного – цитирование пьесы «Горе от ума». Которая в свое время была цитированием «Мизантропа»! Строки из комедии Грибоедова либо приводятся буквально («В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов!»), либо включаются в широкий культурный контекст («Но вы сошли с ума! Как Гамлет или Чацкий!»).

Как азартны в этой постановке актеры! Будь то главная роль, или роль второго плана, или всего лишь эпизод – здесь нет ни одной второстепенной работы! Ни одной! Браво!

Убийственно точно в спектакле отражена современная тусовка молодых людей, транслирующих «успешный успех»! (Такую формулировку довелось как-то лично слышать от одного «бизнес-наставника». Успешного, разумеется! Врезалось в память навсегда.) В этой тусовке важнее всего «казаться», а не «быть»… Попасть в кадр фотографу на очередной модной вечеринке, оказаться на страницах «светской хроники» какого-нибудь глянцевого издания, на худой конец выложить в инстаграме серию новых селфи – это всё, чем заполнены дни героев. Маниакальную страсть фотографироваться актеры временами доводят до настоящего фарса, выявляя пустоту подобной имитации жизни.

Выбивающийся из мейнстрима Альцест (замечательный Станислав Туряб в этой роли!) не принимает навязанных ценностей. Он хочет подлинности. Хочет оставаться честным с собой и с другими. Вообще, оставаться собой. «Быть», а не «казаться».

Возможно ли жить не так, как требуют от тебя другие? Возможно ли всегда оставаться искренним в своих чувствах и верить в искренность отношений? Спектакль не дает прямых ответов, оставляя все эти вопросы нам, зрителям…


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»