XXIII Международный Волковский театральный фестиваль - "Отрочество"

Эстафету в XXIII Международном Волковском театральном фестивале переняла труппа Театра юного зрителя им. А. А. Брянцева (Санкт-Петербург) с постановкой режиссера Ивана Орлова «Отрочество». Пьесу по мотивам трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» написала Ярослава Пулинович.


Иван Орлов — режиссер, выпускник РУТИ-ГИТИСа (мастерская Л. Хейфеца). Работал во многих театрах России. Среди его постановок: «Машенька» В. Набокова, «Месяц в деревне» И. Тургенева в Театре им. Моссовета; «Любовь людей» Д. Богославского, «Ворон» К. Гоцци в Новосибирском театре «Глобус»; «Двенадцатая ночь» В. Шекспира в Томском драматическом театре и другие.

Режиссер выдал необычный формат сценического действия: он поменял зрителей и актеров местами. Зрители расположились на средней части исторической сцены театра им. Ф. Волкова – на поворотном круге, и это было задействовано в спектакле. В распоряжении актеров остался весь зрительный зал.


Создатели произведения предложили зрителям наблюдать за процессом взросления 13-летнего Николеньки Иртеньева, ранимого, эмоционально незрелого для своих лет, тонко воспринимающего происходящее мальчика. В столкновении с реальностью, к которому подросток еще не готов, его сознание уходит в иллюзии, воображаемый мир. Мальчик терзается страхами.

Режиссеру удалось визуально воплотить на сцене и реальность, и детские страхи. В спектакле задействован минимум декораций, костюмы сдержаны в расцветках: белые, черные, серые. В черных тонах выполнено все, что пугает Николеньку: ночные кошмары, одеяния столичных жителей – переезд в Москву тоже напугал подростка. Теплые моменты переданы в белых и светлых оттенках: убранство комнаты в деревне, где все просто, знакомо и понятно, костюм матери – белый, что намекает на ее ангельский характер. Сценическое действие выстроено на ярко-выраженных контрастах: черное – белое, деревня – Москва, мать в белом – отец в черном, теплые воспоминания – ночные кошмары, фантазия – реальность.


Ощущение тревоги настигает, когда еще только идешь к своему месту на поворотном круге: доносятся звуки пугающей музыкальной композиции, неяркий свет, полумрак, а сценическое действие уже началось – Николенька в костюме белого зайца терзает подушку в своей деревенской спальне, на заднем плане мы видим черных плюшевых зайцев, они пускают мыльные пузыри, а вокруг суета – зрители рассаживаются, персонал делает последние приготовления. Чувство похоже на то, когда смотришь триллер, но при этом суета вокруг создает какое-то несоответствие в сознании. Здесь была возможность прочувствовать переходное состояние между реальной жизнью, которая постепенно остается за дверями, и погружением во внутренний мир подростка.

Символом взросления режиссер выбрал яблоко: в первой сцене на полу спальни Николеньки разбросаны игрушечные белые яблоки, и дети – у героя брат и две сестры – в процессе действия играют с ними; мать чистит ножом настоящее яблоко, и под занавес Николенька откусывает яблоко – повзрослел. Невольно приходишь к ассоциации «яблочко от яблоньки…». Яблоко здесь – символ семейных традиций, а также юности и зрелости.


Хотя спектакль идет без антракта, четко чувствуется граница времени: когда семья Николеньки переезжает в Москву, поворотный круг вместе со зрителями поворачивается, и далее действие идет уже на противоположной части сцены – той, что была за зрительскими спинами. В первой половине всё белое – беззаботное детство, во второй половине всё черное – непонятное, пугающее.

Характеру матери, излишне лояльной и доброй, живущей в своей иллюзии прекрасного мира и, кажется, отвергающей реальность, противопоставлен порочный отец, прекрасно осознающий свои пороки, чувствующий реальность, но слабый перед зависимостями. Николенька добрый, как мама, и из всех детей именно он привязан к матери сильнее, но именно он на похоронах не проявляет никаких эмоций; и слабый, как отец. Николеньке противопоставляется его брат Володя, который старше лишь на год, но кажется, что между братьями значительная разница. Владимир Иртеньев – типичный отпрыск аристократов: циничный, надменный, знающий себе цену, жестокий, самоуверенный. Владимир крепко опирается на реальность, пока Николенька пребывает в мире иллюзий.


Режиссеру удалось воплотить на сцене мир детских кошмаров, переживаний, наивных заблуждений. В процессе просмотра интерес зрителя не теряется, но воспринимается все морально тяжело. Это атмосферный спектакль!

Спектакль — лауреат премии «Театры Санкт-Петербурга — детям» — 2023 в номинациях:

«Лучшее режиссерское решение» – Иван Орлов

«Актерский дебют» – Семен Толов за роль Николеньки Иртеньева

«Актерский дебют» – Данила Лобов за роль Володи Иртеньева

«Актерский дебют» – Юлия Корж за роль Любочки Иртеньевой

«Актерский дебют» – Екатерина Бездель за роль Катеньки.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»