Для того, чтобы властвовать, как поняли еще древние, необходимо разделять. На черное и белое, иначе не поймут. Но если говорить о способности мыслить, то относится ли к ней нехитрая и общепринятая привычка противопоставлять одно другому, одних другим ("хороших" - "плохим")? Т.е. принимать общепринятые клише?
Во-вторых - ко всему сказанному в эти дни. Все, как один (и я в том числе) говорят об отсутствии альтернативы "жуликам и ворам". Но альтернатива есть всегда, просто видна не всегда. Собственно, здесь она напрашивается сама собой - не жулики и не воры. Но проблема в том, что такие слова как "честность", "честь" и синонимичное "благородство" давно перешли в разряд архаизмов: за ними уже не стоит тех реалий, которые они обозначали. Или нас успели убедить, что не стоит и не может стоять.
Ностальгия по Совку как по времени катакомб, т.е. - аутентичного христианства. Сейчас стать христианином намного труднее (мне кажется). Вообще христианство - это "тайная свобода" или это - не христианство (христианство выродившееся или вырождающееся). А тайная свобода - всегда оппозиция.
«Песок» – так называется поэтическая книга Юлианы Новиковой, представленная автором в клубе «Билингва» 28 сентября. Это вторая книга поэта после почти двадцатипятилетнего перерыва (первая – «По первому снегу» – вышла в 1987-м, в год поступления Юлианы в Литинститут). Песок – это и время в песочных часах (то он как водица струится, / то ухнет в бездонную тьму), и образ мира в текущем (ткущемся) узоре ассоциаций, которые, как и время, поэт стремится задержать, удерживая в складках платья песчинок произвольный бег, шум мачты, парусов объятья, а еще – разрушительная, погребающая все в себе, под собой, стихия сродни державинской «реке времен»: не укрыться под шляпой из фетра /от песка, от дождя, от огня / от великого желтого ветра, / что терзает тебя и меня.
Есть такое понятие «просвещенный консерватизм». Но что это как не противоречие в терминах? Консервировать можно только что-то мертвое, какие-то останки, тогда как просвещенность – если понимать ее в традиционном ключе как просвещенность свыше – есть – есть всегда живой, динамичный контакт с Источником жизни, который в принципе, по определению, не может быть ни законсервирован, ни зарезервирован за кем-то или за чем-то. То же самое касается традиции, понимаемой как консервация чего-то отжившего, тогда как традиция – это процесс передачи того, что, например, Г. Иванов назвал как-то применительно к поэзии «неугасимым светом» и «драгоценным знанием»:
Представьте себе глухомань, скажем, в Костромской области, мертвую или полумертвую деревню, заросшее кладбище и руины храма, в котороый вы попадаете, преодолев заросли крапивы через пролом в стене и вдруг видите в алтаре сооруженный на скорую руку маленький престол, лампаду, икону - все чисто, готово к Литургии, которую здесь неведомо кто и когда служит неведомо для кого. Хотя - почему ведомо? Ведомо...
Нашел у Юлиуса Эволы:
...Необходимо напомнить, что представление о браке как об обряде и таинстве, откуда и возникло требование его нерасторжимости, в истории Церкви возникло довольно поздно, не ранее XII века, а необходимость религиозного освящения супружеского союза, должного быть чем-то большим, чем обычное сожительство, была провозглашена ещё позднее на Тридентском Соборе (1563 г.).
Йейтс написал в свое время «Путешествие в Византию», которую, разумеется, не найти на ее исторической территории. Культура единого христианского мира, вытесненная, замененная так называемым Возрождением с его культом плоти и крылатыми пупсиками сохранилась лишь в Италии. Собственно, Возрождение, конечно, никакое не возрождение чего-то, а смена парадигмы, начало отхода от христианского миропонимания, выразившего себя в великой культуре Средневековья (еще один поздний термин прогрессистов).
Ну и главное. Процесс написания стихотворения - это акт покаяния в изначальном смысле слова, сиречь метанойи - перемены ума. Исправление прошлого через претворения его в устойчивую форму. Кстати, о форме. Форма - латинское понятие. Его греческий эквивалент - Морфа. С прописной буквы - потому что это имя собственное: одно из имен Афродиты, несулчайно возникающей в результате жертвоприношения. а именно- кастрации. Кастрации Урана (Неба) Кроном (Временем) из пены морской - спущенной в воду пущенной по воде) божественной спермы - семени, семенных логосов... Морфа (Афродита) - это имя (внутренняя сущность) Красоты-Любви-и-Смерти, связующей, по мнению греков, всей эйдосы (семенные логосы) мироздания, все корни вещей. Имя космической силы, что, по Проклу, "души, ведомые ввысь, сближает с прекрасным. Ведомые ввысь, т.е. за космические границы.
... и - о поэзии
Вообще-то не так уж трудно, если задуматься, понять, где и с кем ты будешь там. Хорошее подспорье в этом Дантовская Комедия. Безумный неофит, я читал ее дочери, когда той было лет, но это безумие в результате себя оправдало: дочь выросла не дурой и то, что жизнь ей заменяют книги… С другой стороны, познание и есть жизнь. Невежество – смерть души. И почти гарантия, что место ее в том болоте, в том дерьме, где уныло коротают вечность не заслуживающие слов: взглянул – и мимо, как перевел Лозинский.