Что объединяет Моцарта и Шнитке? Знает маэстро Оселков

Программа концерта, недавно прошедшего в Ярославской филармонии, на первый взгляд могла удивить подбором заявленных имён: Моцарт и Шнитке. Почему дирижёр Анатолий Оселков решил объединить столь разных композиторов?

Первое, что приходит в голову— они оба новаторы. Если вспомнить историю развития классической музыки, то именно Моцарт фактически создал те формы музыкальных произведений: концерта, симфонии, оперы, которые продолжают использоваться до сих пор (безусловно, претерпевая со временем некоторые неизбежные изменения). Шнитке, спустя два века, изменил и музыкальный язык, и формы классических жанров.


Несмотря на то, что музыка Моцарта жизнерадостна, изящна, а сочинения Шнитке сложны в восприятии, нелегко ложатся на слух, дирижёр нашёл те произведения композиторов, которые говорят слушателю об одних и тех же вещах: о поисках свободы выбора в творчестве, жизни, мировоззрении.

Симфония №38 В. А. Моцарта, исполненная в первом отделении концерта, вслед за увертюрой из его же оперы «Так поступают все женщины», была написана в 1786 году. За пять лет до её создания, композитор совершил невероятный поступок для музыкантов того времени: оставил придворную службу у архиепископа Зальцбургского, дававшую скромные, но постоянные средства к существованию. К прежней материальной и, главное, творческой зависимости от богатых покровителей, Моцарт не вернулся, не смотря на то, что нищета стала постоянной спутницей последних лет его жизни. Симфонию №38 называют ещё «Пражской», так как впервые, и с большим успехом, она была исполнена в будущей столице Чехии. Да и в последней части сочинения композитор использовал чешские народные мотивы.

Оселков Анатолий Васильевич

Непростое решение, принятое Моцартом и повлиявшее на всю его дальнейшую жизнь, нашло своё отражение в первой части Пражской симфонии.

Начинается она с могучего грозного вступления, переходящего во взволнованную, но целеустремлённую главную тему, звучащую, как отзвуки прошедшего события. Вслед за драматичным началом появляется лиричная, нежная мелодия - символ новой жизни. Развитие и сопоставление этих контрастных тем идёт ярко и насыщенно.

Вторая часть - мечтательна, спокойна, красива. Назад дороги нет, впереди новая жизнь.

В симфонии №38 Моцарт отказался от обязательной третьей части — менуэта, так как тема придворного танца вступала бы в противоречие с основной идеей произведения.

   Музыка финала яркая, искромётная, всепобеждающая.

Симфония непроста для исполнения и требует сильного оркестра и хорошего дирижёра. И талант руководителя, и большой опыт работы с оркестром присутствуют у Заслуженного артиста РФ Анатолия Оселкова. В исполнении произведения чувствовалась большая репетиционная работа оркестра и дирижёра и, как её итог - отличное вхождение в сложный стиль позднего Моцарта и замечательное звучание оркестра.

Надо отметить, что А. Оселков всегда вдумчиво подходит к выбору произведений для своих концертов, его программы интересны и для профессионалов, и для любителей музыки.


Коробейников Андрей

   Второе отделение — Концерт для фортепиано и струнного оркестра Альфреда Шнитке. Исполнить солирующую партию фортепиано в Концерте Оселков пригласил хорошо известного в Ярославле пианиста Андрея Коробейникова. Про него можно сказать, что он любимец ярославской публики. Пианист - мыслитель, с невероятной музыкальной энергетикой. Играет А. Коробейников в нашем городе давно и регулярно. Его сольные концерты пропустить невозможно. Это значит многое потерять, поэтому приезжает ли пианист раз в два года или, как в последнее время, каждый сезон, зал филармонии всегда полон. В октябре 2022 г. А. Коробейников уже выступал в Ярославле соло. И вот неожиданный подарок — музыкант приехал ещё раз, чтобы исполнить с Ярославским академическим губернаторским симфоническим оркестром невероятно трудный и, не часто звучащий на ярославской сцене, концерт Шнитке. Большая удача для ярославцев!

Немного истории:

Альфред Шнитке ( российско-немецкий композитор) посвятил свой Концерт для фортепиано и струнного оркестра своему другу, пианисту Владимиру Крайневу. Он и исполнил его впервые 10 декабря 1979 года в Большом зале Ленинградской филармонии с Симфоническим оркестром Ленинградской филармонии под управлением Александра Дмитриева. В. Крайневу принадлежит и первая запись Концерта на пластинку с фирмой «Мелодия».

Владимир Крайнев о музыке Шнитке: «Почему творения Шнитке являются, на мой взгляд, эталоном современной музыки? Ну, во-первых, они созданы гениальным композитором, сумевшим найти свой, неповторимый музыкальный язык для выражения вечных вопросов и категорий бытия».

«Его музыка – не плод холодного ума, создающего замысловатые звуковые конструкции. Она всегда пропущена через сердце автора, полна эмоций, адресована душам слушателей».

 

Широко известно, что на мировоззрение А. Шнитке в значительной мере повлияла книга "Доктор Фаустус" немецкого писателя-романиста ХХ столетия Томаса Манна. История главного героя в романе - это история грехопадения его души. Человек в попытке убежать от поглощающей его опустошенности и бессмысленности существования заключает сделку с дьяволом и слишком поздно начинает понимать всю ужасающую безысходность и глубину своего духовного краха. Герой гибнет, но раскаяние приводит его к духовному просветлению.

 

Непростая тема для композитора и решил он её в контексте проблематики музыкального искусства XX века. Конечно, и тема, положенная в основу концерта нелёгкая, и музыка для восприятия, особенно при первом прослушивании, непривычна, но её напряжение захватывает слушателей от начала и до последнего звука. А. Коробейников потрясающе исполнил такую сложную фортепианную партию и донёс до зрителей те мысли, которые были заложены композитором в произведении. Недаром такие бурные аплодисменты и крики «Браво!» раздались после последней ноты концерта. За исполнение всем : и солисту, и дирижёру, и оркестру - 5+!

На «бис» А. Коробейников исполнил «Грустный вальс» Я.Сибелиуса.   А разве после Концерта А. Шнитке мог быть другой «бис»?

 

Я.Сибелиус. «Грустный вальс». Исполняет Андрей Коробейников.

 

Альфред Шнитке - Концерт для фортепиано и струнного оркестра.

Андрей Коробейников — фортепиано.

Симфонический оркестр Чили.

Дирижер - Леонид Грин.

(аудиозапись).

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»