ГЛЕБ БЕЛОЗЕРСКИЙ

Продолжим княжескую тему. Однажды, я рассказывал о старшем сыне Василька Ростовского. У братьев схожая и разная судьба. Старший сидел на отчем престоле, и потому почти забыт, а вот младшему достался стол в далеком Белоозере и своя историческая судьба, посмертная.

ГЛЕБ БЕЛОЗЕРСКИЙ

Продолжим княжескую тему. Однажды, я рассказывал о старшем сыне Василька Ростовского. У братьев схожая и разная судьба. Старший сидел на отчем престоле, и потому почти забыт, а вот младшему достался стол в далеком Белоозере и своя историческая судьба, посмертная.

Васильевская-Борисоглебская часовня с кирпичной ракой внутри находилась на попечении купечества г. Белозерска. Ежегодно дважды (2-го мая и 24-го июля ) в ней служили панихиды о благоверном князе Глебе Васильковиче. Часовня просуществовала на старом Белозерском городище до второй половины 1950-х гг. Фото С. М. Прокудин-Горский




Васильевская-Борисоглебская часовня с кирпичной ракой внутри находилась на попечении купечества г. Белозерска. Ежегодно дважды (2-го мая и 24-го июля ) в ней служили панихиды о благоверном князе Глебе Васильковиче. Часовня просуществовала на старом Белозерском городище до второй половины 1950-х гг. Фото С. М. Прокудин-Горский

Что мы можем сказать о человеке, когда ничего не записано, ничего такого особенно не сказано. Мы будем искать какие-то общие черты, тонущие в тумане истории. Самое главное, что рассказывать о человеке мы будем со своих позиций, только то, что для нас важно. Летописец запишет свое. Рассказывая о княжне, не упомянет ее имени. Зачем оно женщине? Принесла приданое, родила…

Белозерск, хоть и далеко, но не последний город на ключевых речных дорогах. Вернее, это один из первых русских городов, упомянутый в связи с варягами. Затем попал в цикл сказаний о Куликовской битве. Потомки князя Глеба Васильковича все сложили головы на бранном поле. Когда же началась слава Северной Фиваиды и стали записываться ее патерики, то словно корабль, оттуда, где сливаются небо и Белое озеро, из далекого горизонта вдруг вышла фигура князя Глеба.

В этих сказаниях он роет каналы для торговых лодок, основывает монастыри, Спас-Каменный, Усть-Шехонский, Череповецкий. Бесполезно понимать, правда все это или нет. Полезно обратить внимание на другое. Раз есть письменность, ширятся обители, строятся храмы, то они уже не могут без коротких слов о князе. Они, как красная строка в начале текста, уже обязательны. В каждом сказании отражает не столько личность, сколько ее ореол. Сам ореол тоже создается, но культурой, эпохой, отражающей скорее себя, чем героя.

Пройдет время, появятся настоящие каналы и настоящие, осознающие себя, личности. Им будет уже мало скупых строк, недостаточно отсылок на одно и тоже, почти сказочное упоминание. Они поступят как настоящие городские люди. На месте брошенного города они найдут легендарное место, построят часовню, а в ней устроят кенотаф. В часовне Василия Кесарийского устроят гроб князя Глеба Васильковича, место для панихид.

Это не просто так. Дважды в год на праздники Бориса и Глеба назначено для сбора, для поминовения. Священникам оставляют деньги, чтобы поминали святого покровителя города и в остальные дни. Русские летописи уже изданы, там можно было прочитать, что князь Глеб похоронен в Ростове, но читать летописи, это барская прихоть. Купцы, лоцманы, рыболовы искренне верят в предание, что князь Глеб здесь, что он слышит их молитвы, бережет их город, их промыслы, их семьи.

Снова прошло время и по-прежнему слепящим светом отражается в Белом озере глубокое небо. Многое людское исчезло, изменился стиль. Теперь, это оплачиваемые сталелитейным заводом научные сборники. Снова речь идет о князе Глебе, но идет как положено, с цитатами древних памятников, с научным аппаратом. Значит, несмотря не на что, здесь не забыли ростовского уроженца.

“Надо полагать, что это предание связано с другим князем Глебом, видимо, Глебом Карголомским-Каргопольским, который, по Сказанию о Мамаевом побоище, был участником Куликовской битвы. Действительно, в устной традиции смена персонажей, особенно одноименных, явление вполне обычное и закономерное.

По прошествии нескольких столетий белозерцы вполне могли забыть о том, прах «какого именно Глеба» покоится в гробнице при часовне. В свою очередь, появившаяся в XVI веке письменная традиция не могла не выдвинуть на передний план в качестве приоритетного другого персонажа, несравненно более значимого для истории Белозерья, нежели мелкий удельный князь Глеб Карголомский-Каргопольский (Белозерье. Краеведческий альманах. Выпуск 3(10))".

Как бы то ни было, покоятся ли на Белоозере или нет подлинные останки князя Глеба, важно, что разрушенную часовню будут восстанавливать в меру сил. Память князя Глеба как покровителя региона по-прежнему волнует волонтеров Крохинского-на-Шексне храма, эта легенда придает им силы. Мы пожелаем им удачи, перечислим немного денег на святое дело.



Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»