Семь дней до Троице-Сергиевой Лавры

Сразу после Пасхи, на светлой седмице, мы с Еленой Прозуменщиковой отправились в паломничество из Ярославля в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Пешком. Путь предстоял неблизкий, 200 километров.

Во вторник светлой седмицы

Идем в Лавру, к Преподобному Сергию. Молимся о возрождении святынь села Пажа – храма святителя Николая Чудотворца и церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделами Преподобного Сергия Радонежского и пророка Божия Илии; о православных, восстанавливающих святыни, о родных, близких, дорогих людях.
Паломничество началось с Крестобогородской церкви. После службы в храме под радостное пение: Христос Воскресе, отправились в путь. Сначала мы намеревались идти в паломничество 9 мая, но получилось так, что вышли из Ярославля во вторник светлой седмицы 4 мая, когда на литургии читается Евангелие от Луки, повествующее о встрече Луце и Клеопы, путешествующих в Эммаус, с самим Спасителем. «Он Сам соделывается странником, чтобы научить нас, что и мы на земле не имеем постоянного жилища, но созданы для жительства более славного; что поэтому на земле мы должны жить как наследники неба и вечности», – пишет святитель Филарет (Дроздов).

За время нашего путешествия мы не раз слышали недоуменные вопросы: почему, мол, вы отправились в Лавру пешком, а не на автобусе или на поезде. К сожалению, традиция дальнего пешего паломничества к святыням почти угасла. Едва теплится, как маленький огонек. А до революции в России на богомолье ходили представители всех сословий. Паломники в старину говорили: «Придешь в монастырь какой, если пешком, они, угодники Божии, принимают как родненьких. А если приедешь, то как гостя».

Вот и нам, современным пилигримам, захотелось потрудиться, чтобы это было настоящее паломничество к мощам Преподобного Сергия, чтобы принял нас как родных.

Вспоминались во время пути мудрые слова милого Горкина – героя повести Ивана Шмелева «Богомолье»:

— Эка, какая хитрость, по машине… а ты потрудись Угоднику, для души! И с машины — чего увидишь? А мы пойдем себе полегонечку, с лесочка на лесочек, по тропочкам, по лужкам, по деревенькам, — всего увидим...

Маленькие реки почувствовали себя большими.jpg

И увидели мы очень много того, что невозможно рассмотреть из окна автомобиля. А сколько было теплых душевных встреч в пути! Каждая из них дарила необыкновенное ощущение: она не случайна, дана свыше. Только вышли из Ярославля, у поселка Щедрино остановился автомобиль, водитель предложил подвезти нас. Им оказался мой знакомый – архитектор Николай Будько, которого я не видела несколько лет. В начале 2000-х годов мы с Николаем принимали участие в восстановлении Казанского храма в селе Сарафоново, пели вместе на клиросе. Он очень удивился, услышав, что идем в Троице-Сергиеву Лавру. – Воздохните там и за меня, – попросил Николай. А мы продолжили свой путь.

По волнам памяти

По трассе М-8 идти тяжеловато, движение очень интенсивное, на старых дорогах конечно поспокойнее, машин немного, поэтому мы выбирали именно их, где это было возможно. Идем, любуемся домами с резными наличниками, в селениях близ Ярославля их сохранилось довольно много. Очень порадовало, что в Карабихе, Красных Ткачах, Селифонтово здания, в основном, ухоженные, на улицах чисто. Мы шли не спеша, останавливались у понравившихся нам домиков, восхищались трогательными валиками из бумаги и ваты с елочными игрушками между рамами. Давно я такого не видела. Наслаждались зеленеющими нежными облачками лесов, речушками, которые весело бежали по камушкам, почувствовав себя большими. Изрядно разлились они в половодье. Останавливались у колодцев испить студеной чистой воды. Заходили в храмы, встречавшиеся нам пути, а если они были закрыты – кланялись до земли.

Елена у колодца в Карабихе.jpg

В дороге очень часто вспоминались детство, родители. В памяти всплывали и почти забытые образы. К примеру, юродивый Андрей, который ходил по нашему поселку, обвешенный замками. Мы, дети, немножко его побаивались. Он всегда появлялся как-то внезапно, неожиданно. Сердобольные женщины давали Андрею еду, бывал он и в нашем доме. Вспоминалось славная соседка баба Клава, я любила заходить к ней в гости. В ее маленьком старом доме был какой-то странный сладковатый запах, тогда я еще не знала, что так пахнет ладан, старинные иконы в красном углу, украшенные бумажными цветами. Но самой таинственной вещью казался мне сундук. Он был просто огромен, напоминал немного кровать. Баба Клава открывала его и давала мне просфоры, принесенные из церкви: «Вот тебе, Ларисонька, просфорочка, и брату отнеси». Всплывали в памяти не только люди, но и вещи из детства, к примеру, наш легендарный резной комод. Однажды отец провожал меня в какую-то дальнюю поездку. Мы сидели с ним на вокзале, и он рассказывал про резчика, у которого была одна рука. Он делал замечательные вещи. Именно этот мастер и сотворил комод, который много лет был в нашем доме. Я как-то не задумывалась, откуда он у нас появился. А оказывается вот какая необычная история у этой вещи. И узнала я об этом на вокзале, в пути, как будто бы случайно.

Добрая Фотиния

Вещей мы взяли немного, шли налегке. Приятно удивило, что на дороге попадались хорошие кафе, где можно пообедать, А вот с гостиницами было сложнее. В первый день паломничества мы прошли около 40 километров. И рассчитывали остановиться в небольшом отеле у дороги. Но оказалось, что он закрыт на ремонт. Мы были очень расстроены, устали, идти дальше до поселка Семибратово уже не было сил. Сидим в гостиничном ресторанчике, я чуть не плачу, а Лена меня подбадривает: «Можно костер развести, посидим в лесу». Узнав, что мы пешком идем в Лавру, одна сотрудница сжалилась над нами, и сказала: «Приготовим для вас номер, переночуете у нас». Мы были очень благодарны этой милой сестре Светлане.

На следующий день намеревались дойти до Троице-Сергиева Варницкого монастыря – родины Преподобного Сергия Радонежского. Это был сложный участок пути – пришлось идти по оживленной трассе. Дошли до Семибратово, восторгались рекой Устье, сильно разлившейся, походили под мостом¸ фотографировали открывавшиеся великолепные виды. Поразительно, что когда мы шли вдоль железной дороги, машинист дал приветственный гудок, будто знал, что путь нам предстоит неблизкий. В этом составе были и вагоны с военной техникой. Приближался День Победы.

На родине Преподобного Сергия

Троице-Сергиев Варницкий монастырь.jpg

Миновали Ростов Великий, а там уж и до Варниц рукой подать. Впервые я побывала здесь осенью 1989 года, услышав, что восстанавливается в этих местах Троице-Сергиев Варницкий монастырь. Думала, что увижу мощную стену с башнями, величественные храмы, кельи. Но, к сожалению, представшее передо мной мало напоминало монастырь в обычном понимании этого слова. Стена обители разрушена, сад вырублен.Через монастырь прошла асфальтовая дорога. На месте церкви Живоначальной Троицы груда мусора. В Введенском храме – инкубатор. Осталась только полуразрушенная церковь Воскресения Христова. В то время сюда приехали восстанавливать обитель несколько иноков из Троице-Сергиевой Лавры. То, что произошло здесь за эти годы – настоящее чудо. Монастырь возрожден из руин, и как радуют его стены усталых пилигримов. Словно мираж появляется на дороге эта обитель.. А какой здесь покой… И тишина кажется звенящей, чтобы не нарушить ее говорили шепотом. В гостинице для паломников мы познакомились с очень радушной, доброй сестрой Еленой. Она приехала в Варницы из Моздока навестить сына, который учится здесь в гимназии. Как хороши неспешны беседы паломников. Мы рассказывали о храмах, святынях Ярославля, а Елена говорила о своем дружном приходе, о чудотворной иконе Божией Матери «Моздокская», приглашала в гости.

Луковицы от Руфины

Поклонившись родной земле Преподобного Сергия, отправились дальше. В этот день мы должны были дойти до Петровска. Поначалу погода нас радовала солнцем и теплом. Полюбовались издалека прекрасным деревянным храмом Иоанна Богослова на Ишне. Главка его в лесах, храм реставрируется. А вот показалось сказочно красивое, словно из старинной былины озеро Неро с яркими солнечными бликами на водной глади. Мы остановились, чтобы насладиться этой картиной и вдруг увидели в небе гусей, летевших к озеру. Пейзаж от которого невозможно оторвать глаз!

Хлебосольное село Львы.jpg

А вот и село Львы, располагающееся у дороги. Вкусное, хлебосольное и гостеприимное! Оно встретило нас разнообразной снедью. Все такое заманчивое: соления, варенья, грибы, знаменитый ростовский лук, рыба, раки… Чего только здесь нет. Познакомились с одной из хозяек с необычным именем Руфина. Она тоже сначала никак не могла поверить, что мы идем пешком.

– Подождите немного, вот приедет зять, подвезет вас до Петровска, – предложила добрая Руфина.

А когда стало понятно, что мы не поедем на машине, стала угощать красивым, аппетитным лучком, и приговаривала: «Возьмите на дорожку!» И с такой душевной теплотой она это делала, что мы не могли отказаться, и взяли с собой несколько луковиц. Попробовали, очень вкусные оказались, да еще с оливковым маслом и хлебом! А оставшиеся луковички Лена потом посадила дома в горшочки на подоконнике.

На прощание Руфина рассказала нам о свойствах ростовского лука, о знаменитых ученых, которые занимались селекционной работой.

Добрая Руфина.jpg

А дальше на нашем пути – настоящее испытание. Начался очень сильный ветер, он просто сбивал с ног. Но мы продолжали идти, нельзя было останавливаться. Мы намеревались дойти до Лавры за семь дней. Елена шла впереди, а я за ней. С этим замечательным человеком хоть в паломничество, хоть в разведку. Когда мы шли по тропинкам, где встречались ветки, камни, она убирала их с дороги, чтобы я не споткнулась. И делала это на протяжении всего нашего путешествия. Такая трогательная забота согревала сердце. Мы шли с молитвой, и дорога не казалась нам очень сложной. Да, уставали, но все было по силам. На этом отрезке пути произошел один случай, который нас поразил. Такси, ехавшее в противоположную сторону, вдруг развернулось и остановилось рядом с Еленой. Водитель предложил подвезти, причем бесплатно. Да, погода была явно не для прогулок, и добрый человек решил помочь путникам. Жаль, что не спросили как его зовут. Когда Елена рассказала, что мы идем пешком в Троице-Сергиеву Лавру, он не поверил сначала, а когда понял, что это правда, произнес: «Вы – герои». Мы конечно смутились, но эти слова очень ободрили нас и придали сил. «Не нам Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей» (Псалом 113:9).

Вскоре впереди показался Петровск, где мы и остановились на ночлег. Мне давно не приходилось бывать в наших сельских гостиницах. Оказалось, что уровень сервиса в последние годы повысился. И этот отель в Петровске, и все последующие, встречавшиеся во время паломничества, были вполне сносные, и, что немаловажно, недорогие.

Сквозь дождь и радость

На следующий день мы намеревались дойти до Переславля. Только вышли из Петровска, увидели указатель на Вепреву пустынь, где находится чудотворная икона Успения Божией Матери. Очень бы хотелось посетить это святое место, но мы не могли отклониться от нашего пути, и решили пойти в пустынь позже.

Приближался великий праздник – День Победы. 7 мая в руках у Лены появилось знамя Победы. Встречные машины приветствовали идущих гудками. Дальнобойщики, водители легковых автомобилей махали нам руками. И шли мы с воодушевлением, пели военные песни. Маршевый ритм помогал идти как в боевом походе.

Это был один самых сложных отрезков дороги. Начался дождь, с каждым часом все усиливающийся. Вымокли изрядно, в кроссовках хлюпала вода. Удалось дойти до очень симпатичной гостиницы в Перелесках, где мы высушили одежду и хорошо отдохнули. А на следующий день намеревались миновать Переславль и дойти до местечка с веселым названием Щелканка. Опять лил дождь. Но мы шли по мягкому, нежному ковру из одуванчиков, сныти, крапивы, подорожника. И было необыкновенно легко и радостно. Дошли до любимого Переславля с его чудесными монастырями и храмами. К вечеру промокли до нитки, было холодно и сыро, но мы были счастливы.

Перед самой Щелканкой поклонились шатровой часовне, что стоит у дороги. Узорчатое строение посвящено великомученику Федору Стратилату, в обиходе оно известно как Федоровская часовня Крест. Она была выстроена на месте, где родился младший сын Иоанна Грозного, царевич Федор – будущий царь Федор Иоаннович, ставший последним в династии Рюриковичей. Иоанн Грозный любил бывать в древнем Переславле и часто ездил туда на богомолье и поохотиться в окрестных лесах. В 1557 году в поездке его сопровождала царица Анастасия Романовна. Когда они выехали из Переславля, у нее начались роды. И в пригороде Переславля, деревне Собилово, 11 мая царица разрешилась сыном.

По случаю рождения наследника царь повелел выстроить в Собилове часовню. А в Федоровском монастыре Переславля – храм в честь Федора Стратилата, небесного покровителя своего младшего сына. Этот каменный собор стал главным в монастыре и сохранился до наших дней. Место, где была установлена часовня, называется сейчас урочищем Собилово.

Остановились ненадолго у этого легендарного места, и вот она – Щелканка. Здесь в небольшой гостинице нас довольно радушно приняли, появилась возможность высушить одежду.

Церковь Петра митрополита Московского в селе Львы.jpg

Праздник Победы мы встретили в Щелканке. До Лавры уже оставалось два дня пути. 9 мая зашли в храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Глебовское. Помолились на литургии, а по ее окончании всем прихожанам и нам — пилигримам дали частицы артоса. Светлая пасхальная седмица подошла к концу, впервые в жизни мы провели ее в паломничестве. В Глебовском познакомились с прихожанкой Татьяной, которой очень пришлась по душе идея пешего паломничества, и она попросила сообщить ей, когда соберемся снова пойти по святым местам, захотела присоединиться к нам. Очень жаль, в Глебовском Елена потеряла свои четки. Мы не смогли их найти. И представьте себе, настоятель этого храма нашел четки на заборчике у клумбы через некоторое время. Нам сообщила об этом Татьяна. Вот такое неожиданное обретение.

Во многих отелях нас встречали очень тепло и приветливо. Мне запомнилась гостиница на границе Владимирской и Ярославской областей. Сотрудница этого отеля по имени Татьяна окружила нас теплом и заботой, специально для нас приготовила вкусный ужин, который согрел нас в конце трудного дня. Дай Бог ей здоровья!

В Троице-Сергиевой Лавре

Свято-Троицкая Сергиева Лавра.jpg

А рано утром мы отправилась дальше, предстоял еще один день, завершающий наш путь до Троице-Сергиевой Лавры. Он оказался одним из самых сложных. К концу паломничества уже накопилась усталость. Я фотографировала каждый дорожный указатель, приближающий нас к цели. До Лавры осталось 20 км, 10, 5. А вот и Сергиев Посад. Казалось, что монастырь совсем близко, но надо было еще пройти через весь город. Зато какое счастье мы испытали, когда увидели купола Лавры. Радость наша была безмерна. Такое чувство вряд ли возможно испытать, приехав на автомобиле или поезде. Необычайный духовный подъем. Мы обнимали друг друга. Это была победа! И сама Лавра предстала совсем по-иному. Святыня притягивала к себе с необычайной силой.

Во время нашего паломничества мы видели как меняется природа. Она радовала нас каждый день. Мы наблюдали за травами, птицами, реками, ручьями… Весна была бурной, смелой, дерзкой. Когда выходили из Ярославля деревья только-только зазеленели, и с каждым днем нашего путешествия листва становилась все ярче, рощицы и леса удивляли множеством стремительно меняющихся оттенков. А в Лавре этот гимн весны зазвучал в полную силу. Цвели прекрасные тюльпаны, яблони и вишни были окутаны белоснежными облачками.

Тюльпаны в Лавре.jpg

Ранним утром мы спешили на братский молебен и Божественную литургию в Троицком соборе, у мощей Преподобного Сергия Радонежского.

С необычайным трепетом и волнением входишь в этот древнейший храм, построенный в 1422-1423 годах преподобным Никоном в честь и похвалу основателю монастыря Преподобному Сергию Радонежскому, на месте деревянной церкви. Удивителен Троицкий собор, словно существующий вне времени и пространства, соединяющий нас с далеким прошлым Отечества. Иконы и фрески созданы преподобным Андреем Рублевым, Даниилом Черным и другими талантливыми мастерами в 1425-1427 годах. Утонченной, поэтичной красотой этого храма можно любоваться бесконечно. И молиться сердечно. Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас!

Уточья башня.jpg

Теперь у нас в Лавре есть любимая башня, которая носит немного странное название – Уточья. Именно она послужила ориентиром, когда мы искали гостиницу для паломников.

Удивительно хороша Уточья башня в лучах восходящего солнца. Любовались ею, когда шли на утреннюю службу. Интересно было узнать, откуда появилось столь необычное название. Оказывается, в древности у башни было другое имя – Житничная. Связано оно с располагавшимся рядом с ней в XVII веке Житным двором, на котором находились хозяйственные постройки. Согласно преданию, там долгое время сохранялись деревянные житницы для хранения зерна, поставленные еще при преподобном Сергии.
Во второй половине XVIII века и почти все XIX столетие башня носила название Красной (или же Красная под Уткой).
На рубеже XIX-XX веков появляется название – Уточья. Согласно легенде, с этой башни Петр I, неоднократно посещавший монастырь, стрелял уток в Белом пруду, поэтому и была поставлена птица на ее шпиле. По другой, менее распространенной версии, император, гуляя вдоль стены, ради забавы стрелял в находившуюся на шпиле утку.
Верх Уточьей башни имеет много общего с башней ратуши в голландском городе Маастрихт, построенной архитектором Питером Постом во второй половине XVII века. Только, в отличие от Уточьей, голландская выполнена в дереве и увенчана шаром с летящим ангелом.

Святой источник Гремячий ключ.jpg

Щедрым даром для нас по окончании паломничества стал святой источник Гремячий ключ недалеко от Лавры. Он подкрепил наши силы.

В пути и после его завершения нас часто спрашивали, было ли нам страшно во время этого путешествия. Могу совершенно честно сказать: нам не было страшно. Это правда. Удивительно, что наиболее часто встречающийся совет в Ветхом и Новом Заветах: не бойтесь! В Евангелии от Иоанна (6:20)сказано, что, когда ученики увидели Иисуса, идущего к ним по воде, Он сказал им: «Это Я; не бойтесь». Господь призывает нас принять Его мир и всегда доверять Его любви и милосердию. Не бояться, а верить и любить.

Возвращались мы из Троице-Сергиевой Лавры с чувством обретения чего-то очень важного, неуловимо прекрасного. И вновь вспомнились эммаусские путешественники Луце и Клеопа. Они возвращались в Иерусалим с горящими сердцами. Сохранить бы в себе этот огонь.

«Потщимся вместе с учениками Христовыми, которых Он сопровождал в Эммаус, вникать в слово Божие, ибо и они, когда Он исчез в преломлении хлеба, восклицали о том глаголе, о том Духе, который сопровождал их все это путешествие. И когда они разобрались, поняли, что перед ними был Христос, они возвратились в Иерусалим. Дай Бог и нам возвратиться в Иерусалим Небесный в свое время. Христос Воскресе!» - говорил в проповеди иеромонах Амвросий (Пархетов).

Я все еще иду по этому чудесному пути, вспоминаю прекрасных, добрых людей, поддержавших нас, оказавших помощь. Прекрасны слова Горкина -- героя повести Ивана Шмелева 'Богомолье": "Самое это душевное дело – на богомолье сходить".