К Тихвинской, на богомолье…

Удивительна сама подготовка к паломничеству – изучение карт, городов и сел, где предстоит остановиться на ночлег.
Храм Рождества Иоанна Предтечи Ново-Леушинского монастыря.jpg
По сути путь уже начинается с этого прикосновения к неизведанному, загадочному, таинственному. Вспоминается мудрое изречение известного русского философа Ивана Ильина: «Богомолье! Вот чудесное слово для обозначения русского духа... Как же не ходить нам по нашим открытым, легким, разметавшимся пространствам, когда они сами, с детства, так вот и зовут нас – оставить привычное и уйти в необычное, сменить ветхое на обновлённое, оторваться от каменеющего быта и попытаться прорваться к иному, к светлому и чистому бытию (...) и, вернувшись в свое жилище, обновить, освятить и его этим новым видением?

В Доме рыбака.jpg

От Пошехонья до Гаютино

Лишь часть  пути к чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери мы с Еленой Прозуменщиковой прошли пешком. Поскольку расстояние от Ярославля до Тихвина более 500 километров, воспользовались транспортом. 
В Тихвинском Богородичном Успенском монастыре.jpg
Накануне праздника жен-мироносиц  отправились на автобусе из Ярославля в  Пошехонье. Как всегда город, славящийся своим гостеприимством, встретил радушно, по-доброму. Увлекательную, талантливую экскурсию провела для нас Наталия Александровна Попова. Благодарим сердечно за потрясающий рассказ. Мои друзья, впервые посетившие этот город, были совершенно им очарованы. Наталия Александровна показала старинные фотографии храмов, купеческих особняков, и мы смогли прикоснуться к прошлому, увидеть каким был город, погрузиться в мир русской провинции. Такой чистый, тихий, прозрачный, лёгкий, в нежных акварельных тонах.

Введенский монастырь в Тихвине.jpg
В праздник жен-мироносиц после литургии в Успенском храме и душевного напутствия настоятеля иерея Евгения Мозякова, мы  отправились из Пошехонье в Гаютино. Казалось, что почти все жители небольшого городка уже знали о нашем паломничестве. Милые женщины, продававшие у автостанции бумажные цветы, спросили нас: «А это вы в Тихвин идёте?». И пожелали нам доброго пути. Он начался легко и радостно, мы любовались живописными окрестностями Пошехонья, Троицким собором, возвышающимся над водной гладью, миновали мосты через Согу и Согожу.

Вид на Успенский монастырь с реки Тихвинки.jpg
Но совсем скоро нас ожидало первое испытание. Начался ливень. Хлипкие накидки не спасали от потоков воды. Мы вымокли до нитки, каким-то чудом удалось уберечь документы от влаги. Со стороны, наверное, мы производили довольно грустное впечатление. Наконец, на дороге остановился автомобиль, и водитель предложил подвезти. Вскоре мы были в Гаютине. Поблагодарили сердечно жителя Череповца Игоря и его дочь Марию за помощь и участие. 

Воскресенский собор в Череповце.jpg
В Доме рыбака паломников радушно встретили хозяйка Елена и ее помощница Нина Павловна, приготовили вкусный домашний обед. У нас появилась возможность высушить одежду. Низкий поклон за теплый прием, дорогие сестры! Вечером Елена душевно рассказывала о своих родных местах, о Спасе на Водоге, и пригласила нас в гости летом. А мы ждем наших новых друзей в Ярославле, с удовольствием проведем экскурсию по любимому городу!

Город Пикалево.jpg

С Богом, сестрички!

Из Гаютино мы отправились пешком в Мяксу. А вот и указатель, свидетельствующий о том, что мы уже в Вологодской области. Неожиданно около нас остановился автомобиль, и водитель Елена предложила подвезти нас до Мяксы. Она с такой доброжелательной настойчивостью это делала, что мы согласились и сели в машину. И буквально минут через десять начался сильный дождь с градом. Получается, Елена спасла нас от непогоды, иначе мы бы опять вымокли до нитки. Светлые воспоминания оставил о себе этот человек. Елена угостила нас шоколадом и финиками. У нее в машине было несколько маленьких коробочек, припасённых на случай, если встретятся в пути странники или пилигримы. 

Город Пошехонье.jpg
День Победы встретили в Мяксе. Успели на службу в храме Ново-Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря, помянули на литии воинов, защитников Отечества. Игумения Кирилла встретила паломников как родных, пригласила на трапезу, подарила икону Леушинской Богоматери «Аз есмь с вами и никтоже на вы», портрет игумении Таисии, настоятельницы Леушинского монастыря, затопленного в середине 40-х годов прошлого века. И благословила прочитать акафист Леушинской иконе Богоматери на берегу Рыбинского водохранилища. «С Богом, сестрички!», – напутствовала игумения Кирилла. 

Дом рыбака в Гаютино.jpg
Из монастыря мы направились к месту, где в 1999 году установлен поклонный крест в память о Леушинской обители, находившейся в 13 километрах отсюда. В этот день, когда на водной глади моря сияли солнечные блики, и оно казалось светлым и безмятежным, мы читали проникновенные слова акафиста : «Радуйся, Владычице, Горняя Спасительнице Богохранимого Отечества Российского!» 

Дымское озеро.jpg
С тех пор как установлен крест, каждый год в ночь с 6 на 7 июля, в праздник Рождества Иоанна Предтечи, здесь проходят Леушинские стояния, православные из многих городов и весей приезжают на берег Рыбинского моря и читают акафисты Божией Матери, Иоанну Предтече, святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Радостно, что и мы присоединились к этой славной традиции – молитвенному поминовению затопленных святынь.

Звонница в Тихвинском Успенском Богородичном монастыре.jpg

В юрте на берегу Рыбинки

Когда разрабатывали маршрут, нас заинтересовало село Мякса. Именно там  решили остановиться в монгольской юрте на берегу Рыбинского моря. Добрый хозяин кемпинга Евгений  очень гостеприимен. Затопил печку в юрте, окружил нас вниманием и заботой. И сразу стало тепло и уютно в нашем временном пристанище. Необычные ощущения возникают в сферическом пространстве юрты. Самое яркое впечатление, когда ранним утром через оконце в куполе проникли солнечные лучи. Казалось, что находишься внутри светящегося волшебного фонарика.

колокольня Троицкого собора в Пошехонье.jpg
Мы оказались в потрясающе  красивом месте. Пейзажи Рыбинского моря завораживали. Небо то закрывалось темными тучами, то озарялось ослепительно ярким солнцем. Особенно хороши были фантастические краски заката, и море, которое казалось какой-то нереальной субстанцией.

Крестовоздвиженская церковь Тихвинского Богородичного Успенского монастыря.jpg
Этот душевно-теплый вечер на самом  берегу Рыбинского моря запомнится надолго. Евгений, представляющий Федерацию парусного спорта Вологодской области, захватывающе интересно рассказывал нам о своих путешествиях. Одно из них – на Териберку, где снимался известный фильм Андрея Звягинцева «Левиафан». Захотелось непременно посетить это легендарное место в Мурманской области и увидеть своими глазами сюрреалистические пейзажи: Баренцево море, водопад, каменный пляж с огромными валунами, и кладбище старых кораблей… 

Мякса. На берегу Рыбинского моря..jpg

Прогулка по Череповцу

Из Мяксы наш путь лежал к Череповцу. Дорога оказалась не очень уютной, на некоторых остановках не было даже скамеек, попадались какие-то безымянные деревни, у которых даже не было указателей с названием населенного пункта. На этом участке встретилось лишь одно кафе, да и то оно оказалось закрыто.

На берегу Рыбинского моря. Мякса..jpg
Когда до Череповца осталось совсем немного, возле нас на дороге остановился автомобиль. Что интересно, –  мы не голосовали. Человек, видимо, решил сделать доброе дело – подвезти усталых путников. Когда мы сели в машину со своими рюкзаками, водитель  сразу поинтересовался: «Волонтёры?»

– Да,  и еще паломники, – ответила я.  Как он догадался, что мы волонтёры, ума не приложу.

На берегу Рыбинского моря.jpg
Череповчанин Иван довез нас до самой гостиницы у железнодорожного вокзала, где мы остановились на ночлег. А вечером  прогулялись по городу. Он нам очень приглянулся. В  центре сохранилось  много старинных зданий XIX и начала XX веков. Это было довольно неожиданно. Некоторые особняки настолько красивы, изысканны, что мы надолго задерживались возле них, рассматривая многочисленные архитектурные детали. Жаль, что облик большинства памятников портят аляповатые баннеры и реклама. Неплохо бы череповчанам перенять опыт рыбинцев, украсивших исторический центр своего города вывесками в стиле ретро.

На Дымском озере.jpg
Мы успели пройти только по Советскому проспекту, ранее он назывался Воскресенским. Более всего нас поразил собор, построенный в XVIII веке. Он находится на возвышении на берегу реки Ягорбы, неподалеку от слияния с Шексной. И словно парит в воздухе. У этого холма замечательное название – Соборная горка. Место для Череповца поистине сакральное. Здесь находился Воскресенский монастырь, основанный в XIV веке, и зарождался сам город. Череповец и его жители, с которыми нам довелось повстречаться в паломническом пути, оставили душевные теплые впечатления. Захотелось приехать сюда для более детального знакомства с городом и окрестностями, где есть заслуживающие внимания музеи и исторические усадьбы. Пикалевские мотивы

На реке Шексне. Череповец.jpg
Из Череповца до Пикалево Ленинградской области  мы добирались на поезде около пяти часов. Если бы не паломничество, я, наверное, никогда бы не побывала здесь. 

Пикалево – промышленный город, в нем несколько заводов – глиноземный, цементный, по производству соды... 

Река Рядань в Ленинградской области.jpg
Как ни странно, но городок нам понравился. Мы с удовольствием побродили по старому центру, где главная достопримечательность – дома сталинской эпохи. Основательные, фундаментальные – с колоннами, арками, огромными окнами, украшенные лепниной. Выигрышно смотрятся они по сравнению с «хрущевками» и «брежневками». Предприятия с их огромными трубами, старинной постройки заводоуправлениями нас впечатлили. Эстетика промышленной архитектуры. Разумеется, посочувствовали местным жителям – вдыхать все эти дымы каждый день небезопасно для здоровья.

Тихвинская икона Божией Матери.jpg
Нам очень хотелось посетить храм в Пикалёво. Искали мы его довольно долго. Благообразная старушка в платочке сказала, что идти к церкви надо через всю промышленную зону, километров пять. И мы конечно отправились в путь мимо всех этих заводов и дымов. Что паломнику какие-то пять километров – пустяк! Я, правда, засомневалась: как же храм может находиться за промышленной зоной? Но Лена точно, по карте, привела нас к храму Воскресения Словущего. На фоне огромных мрачноватых труб белоснежная церковь смотрится очень необычно. Позже выяснилось, почему именно здесь она построена. Раньше на этом месте был храм, возведенный в конце XIX века. В 1938 году он был закрыт, а в 1960-е годы сгорел. В 2004-2006 годах построена  однокупольная церковь со звонницей. Слава Богу, что рядом сохранилось старинное кладбище, здесь есть захоронения XIX века.

Успенский собор Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря.jpg
Но самое чудесное, что за родные места молится святой – священномученик Иона. В 1869 году в семье священника Иоанна Лазарева, служившего в Воскресенской церкви Лученского погоста, родился сын Иоанн. В 1892 году он окончил Новгородскую духовную семинарию и принял монашеский постриг с именем Иона, а в 1926 году хиротонисан во епископа Велижского. В 1937 году епископ Иона расстрелян на Бутовском полигоне. Причислен к лику святых новомучеников  в августе 2000 года.

Поклонившись святому месту у храма Воскресения Словущего, вернулись в город. Добрые впечатления остались о нем, о встречах с жителями. С Раисой мы ехали на такси от вокзала, который находится в шести километрах от Пикалево. Узнав, что направляемся в Тихвин, девушка посоветовала посетить Антониево-Дымский монастырь.Так проникновенно, возвышенно она говорила о нём, что мы решили непременно побывать в этой обители.



Река Рядань

Она нам встретилась на пути из Пикалёво в Тихвин. По одной из версий местных краеведов столь необычное название   связано с редкоячеистыми рыболовными сетями, которыми перекрывали устье реки. Есть предположение, что имя происходит от вепского «ряде» – густой ельник.

Река то тихая и неспешная, то бурная и быстрая, с небольшими порожками у моста близ населенного пункта Харчевни. В черте города Пикалево, где Рядань берет свое начало, она безмятежна и немного ленива.

Мы шли вдоль реки и любовались трогательными, идиллическими пейзажами пробуждающейся природы. Моя внимательная спутница Елена заметила в тихой заводи островки лягушачьей икры. Судя по их размерам, малышей народится много, и вскоре они огласят окрестности пронзительным пением. А вот в сосновом бору мы увидели черного дятла с красной шапочкой на голове. Красавец! Заметив наше внимание, он ловко спрятался за стволом, и стремительно улетел по своим делам. А еще мы любовались полетом сокола в небесной вышине. Вдоль дороги попадалось много ракушек с улитками. Как изящны и совершенны крошечные раковинки в форме спирали, символизирующей бесконечность. На Дымском озере

В старину, когда паломники шли в Тихвинский монастырь по Вологодскому тракту, они непременно заходили в древнюю Антониево-Дымскую обитель, находящуюся неподалеку, на берегу Дымского озера. Столь необычное название оно получило из-за густых туманов – дымей, которые часто бывают здесь. Паломники купались в этом озере, переоблачались в чистые одежды, кланялись честным мощам преподобного Антония Дымского, и только тогда шли к чудотворной Тихвинской иконе. И было у них такое присловье: кто у Антония не бывал  – того Тихвинская не принимает.

В день, когда мы посетили это удивительное место, было солнечно, а потом вдруг пошел теплый весенний дождь. Мы ждали-ждали радугу, но она так и не появилась. Озеро, которое еще называют Святым, долго не отпускало нас. Оно обладает огромной притягательной силой. Рядом находится древнейший монастырь северной Руси, основанный в XIII  веке преподобным Антонием Дымским, учеником преподобного Варлаама Хутынского. У камня на озере молился святой Антоний, и эта земля освящена его подвигом столпничества на водах.

Когда готовились к паломничеству, прочитали статью про Антониево-Дымский монастырь. Тогда появилось намерение посетить древнюю обитель. Это удивительно, ведь в то время мы еще не знали о  благочестивой традиции паломников. Чудесно, что Господь привел нас сюда и мы поклонились преподобному Антонию Дымскому. Молились на литургии, и даже пели вместе с иноками. Такая теплота и душевность остается в сердце навсегда.

Северная Царица

И вот достигнута цель нашего паломничества – Тихвин! Счастливый  день! Мы так стремились к чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери, Северной Царице – припасть, поклониться с радостью, надеждой и трепетом. С этим образом связано множество чудес. Тихвинская – это символ несокрушимости веры и православной России, напоминание о том, что не одним оружием одерживаются победы. Эта икона, по преданию, написана святым апостолом и евангелистом Лукой при земной жизни Божией Матери. В V веке её перенесла в Царьгард из Иерусалима греческая императрица Евдокия.  В честь иконы  был построен Влахернский храм. В 1383 году  образ исчез из него и в лучезарном свете явился над водами Ладожского озера. Чудесно носимая с места на место, икона остановилась близ города Тихвина. Здесь  был построен деревянный храм Успения Богородицы. Усердием великого князя Василия Иоанновича возведена каменная церковь, а в 1560 году по указу царя Иоанна Грозного при храме устроен мужской монастырь. С того времени явления Пречистого образа и до наших дней к святой иконе молитвенно обращаются за благословением и помощью в защите Отечества, с молитвой о благополучии, о здравии. В трудные для России годы Тихвинская прославилась тем, что ее покровительство обращало в прах все усилия внешних врагов. Тихвинский Богородичный Успенский монастырь стал одним из любимейших мест паломничества православных людей. Во время Великой Отечественной войны, когда Тихвин оккупировали германские войска, чудотворную икону перевезли в Псков. В 1944 году образ приняла православная община Риги во главе с архиепископом Рижским Иоанном (Гарклавсом), который в 1949 году вывез святыню в США. Икона была помещена в Свято-Троицком соборе Чикаго. После смерти архиепископа Иоанна образ перешел на хранение его приемному сыну протоиерею Сергию Гарклавсу. Архиепископ Иоанн завещал отцу Сергию передать святыню в Тихвинский монастырь после его возрождения. 20 июня 2004 года икона покинула Чикаго:  была доставлена в Ригу, а потом – в Москву, и затем вернулась в родной монастырь. Событие радостное и значительное для православных христиан. Богоматерь подала знак Своего покровительства, особого попечения над Россией.

Необычайно тепло встречает богомольцев Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь. В келье паломнической гостиницы очень уютно и светло, а из небольшого окна открывается великолепный вид на Покровский храм, в котором находится чудотворная икона. Поразительно красиво пение в монастыре! Оно умиротворяет, через него передается молитвенный дух древней обители. На тихой речке


Какое мягкое, ласковое название – Тихвинка. Мне представлялась она небольшой, спокойной, неспешной. Оказалось, что эта река поистине легендарная, с ней связаны исторические, и даже знаменательные события. Именно над ее водами в 1383 году явилась чудотворная икона Божией Матери. В 1560 году на берегу речки Тихвинки положено было основание святой обители во славу Тихвинской иконы Богоматери. А на другом берегу реки, напротив монастыря - храм Всех Святых. По преданиям, именно на этом месте произошло первое явление иконы Божией Матери. Сначала  здесь был построен деревянный храм. А в 1771 году вместо него по проекту тверского архитектора В. С. Поливанова возведена каменная церковь в переходном стиле от барокко к раннему классицизму. Некоторое время храм принадлежал драгунскому полку, стоявшему в Тихвине, и с тех времен сохранилось именование церкви – полковая. Сейчас в ней находится концертный зал. А неподалеку смотрит окнами на воды реки–Дом-музей Николая Андреевича Римского - Корсакова. Великий русский композитор родился в Тихвине в 1844 году, и улица, идущая вдоль берега, носит его имя. В истории реки есть еще одна интересная страница. Она являлась частью Тихвинской водной системы, которая была открыта в 1811 году. Дорога с Волги в Петербург начиналась на месте современного Рыбинского водохранилища, проходила по Мологе, Чагодоще, Горюну, Соминке, Валченке, далее по Тихвинскому соединительному каналу, по Тихвинке, Сяси, Сясьскому и Старо-Ладожскому каналам, Ладожскому озеру, и Неве. Для работы этой системы были построены 62 шлюза. Суда шли от Рыбинска до Санкт-Петербурга 29 дней. Система существовала до 1956 года. Старожилы Тихвина рассказывают, что прогулочные теплоходики ходили до начала 70-х годов прошлого века.Замечательно, что в 2014 году восстановлен Тихвинский шлюз, он является своеобразным памятником утраченному водному пути. Ведь почти все объекты системы разрушены. Мы любовались шлюзом, и слушали шум воды не такой уж тихой реки.

Успенский храм в Пошехонье.jpg

Возрождение святыни

Антониево-Дымский монастырь.jpg
Посетить Тихвинский Введенский женский монастырь нас благословила игумения Кирилла, настоятельница Ново-Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря в Мяксе. Она рассказала, что в Введенской обители в 1870 году приняла монашеский постриг Мария Солопова, будущая игумения Таисия–духовная дочь святого праведного Иоанна Кронштадтского. Она основала более 10 обителей и скитов, являлась игуменией Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря, затопленного в середине 1940-х годов водами Рыбинского водохранилища. Мария Солопова прожила в Тихвине 14 лет и в воспоминаниях называла Введенскую обитель своей монастырской колыбелью. Она была основана по велению царя Иоанна Грозного в 1560 году. Монастырь получил известность в то время, когда его насельницей стала инокиня Дария. Анна Алексеевна Колтовская , так звали её в миру, была четвертой женой царя Иоанна Грозного. Брак оказался недолгим, в начале сентября 1572 года царица приняла монашеский постриг. Инокиня Дария снискала огромное уважение, ее именовали царицей-старицей 

Успенский храм в Пошехонье.jpg
и обращались за советом и покровительством. В 1613 году Введенский монастырь разорен и сожжен шведами дотла, уцелел лишь каменный собор. Монахини вместе с инокиней Дарией были вынуждены некоторое время скрываться в лесах на берегу озера, получившего впоследствии название Царицыно. После возвращения инокини Дарии в Тихвин, началось восстановление монастыря. Скончалась царица-инокиня 5 апреля 1626 года, и погребена на паперти Введенского собора. На территории обители установлена памятная плита, на которой запечатлены имена всех игумений монастыря, начиная с XVI века. Настоятельницей Введенской обители с 1918 по 1926 год была игумения Иоанникия. В 1937 году она казнена вместе с несколькими тихвинскими священнослужителями. Игумения Иоанникия прославлена в лике новомучеников и исповедников Российских. Сейчас этот древний многострадальный монастырь восстанавливается. Радостно видеть происходящие здесь перемены. Мы поклонились святому месту, помолились о его возрождении.

Экскурсия в Пошехонье.jpg
Во время паломничества посетили монастыри, храмы, познакомились с несколькими жителями Тихвина – священниками, экскурсоводами, певчими, таксистами... И все они говорили о том, что после возвращения Тихвинской иконы Божией Матери в родную обитель жизнь в городе изменилась к лучшему, он словно воспрял, расправил плечи. И верится, что со временем будут восстановлены все святыни  славного северного Тихвина.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»