«Я видел сон…»

«Я видел сон... не всё в нем было сном.
Погасло солнце светлое — и звезды
Скиталися без цели, без лучей
В пространстве вечном…»

(Д. Байрон «Тьма»)


Спектакль «Утиная охота» по одноимённой пьесе А. Вампилова Дзержинского театра драмы открыл основную программу фестиваля «РОЗОВФЕСТ». Нельзя не отметить трудность переноса спектакля с домашней сцены на тысячную площадку концертно-зрелищного центра «Миллениум», которая возникает у всех участников фестиваля. Тонкости актерской игры теряются в длинном пути от актёра до зрителя. Но несмотря на это, театральной труппа удалось сохранить изначальный замысел: что-то раскрывалось с новой силой, что-то пропадало из поля зрения и ощущений, но наблюдать за этим новым было чрезвычайно увлекательно. 

утиная охота 3.jpg

На протяжении 4 часов перед зрителем представали живые воспоминания главного героя – Виктора Зилова. Авторы спектакля рассуждают на тему актуальности и остроты вопросов, поднятых в пьесе в далеком, казалось бы, 1967 году, и поднимаемых и по сей, 2023 год. «Зилов не уступает ни Гамлету, ни Пер Гюнту. Быть или не быть? А главное – как быть?» – гласит брошюра. Герою в исполнении Дениса Мартынова снятся сны, перед ним мерцают воспоминания прошедших дней, его сомнения в истинности людей, вещей, да и вообще бытия лишь утверждаются. Перебирая картины прошлого, Зилов будто бы пытается найти и обозначить ту самую ошибку, которая повернула всё не туда. Но кажется, в этих воспоминаниях не в состоянии разобраться ни один здравомыслящий человек.

Одна из первых же сцен оглушает нас своей беспорядочностью. Среди хаотично движущихся рядов незнакомцев мы не отличаем ни одного живого лица. Вся эта масса сливается в одно напряженное, настораживающее тёмное пятно, как бы преследующее главного героя. Для зрителя эти люди обретут лица лишь во второй половине спектакля. Тогда они наполнятся жизненными историями, а вместе с тем личными потерями, слабостями, неразделёнными мечтами и желаниями. Лица становятся различимыми, но отгадывается ли та самая ошибка, в поисках которой живёт герой? «Если бы я знал!» – восклицает он. Если бы он знал, что брак будет несчастливым, что Наталья Дунаева – Галина, не услышит его последнего раскаяния, которое, возможно, и было смыслом её жизни, что связи и с Верочкой – Екатериной Максименко, и с Ириной – Марией Евстигнеевой, не заполнят зияющей пустоты в его сердце? Если бы он знал, что срывать с окружающих маски опасно, непредсказуемо – под ними могут прятаться не только глубокие переживания, но и абсолютная пустота.

утиная охота.jpg

Какие они настоящие? И как быть собой, не быть дробью целого, прорвать все слои луковицы страха, дойдя до самой сердцевины не разочарованным? Все эти вопросы и темы звучат в спектакле Марии Шиманской. Этот Зилов решен режиссёром довольно резко: очевидно, он причиняет не только моральное насилие окружающим, но и физическое – в сцене Зилова и Галины герой силой принуждает жену говорить, вспоминать тот вечер, таким образом отказаться от всех тешащих надежд на светлое совместное будущее. В сцене новоселья он и вовсе вступает с Верочкой в связь на кухне. Героя не заботит, что празднование ещё не окончено, и из соседней комнаты в любой момент могут прийти. Его не пугают последствия жестоких поступков. Чувств окружающих он просто не замечает. Но его безнравственность бессознательна. Его жажда найти то место, где он мог бы быть собой, стирает все грани. Он незаметно для самого себя становится безразличным ко всем и всему. В сцене выяснения отношений в «Незабудке» Зилов грубо отталкивает свою новую невесту. Ирина несколько раз падает, после чего он прогоняет её, отказываясь от этих отношений навсегда. В таком герое нечего любить. Наверное, А. Вампилов позволяет видеть Зилова и таким, с этим можно соглашаться, можно спорить, но если оно так – почему автор выбирает главным героем такого откровенного негодяя?

Парадоксы жизни отчётливо рисует режиссер: женщины тянутся к жестокому, циничному человеку, не способному оценить их чувства. Жизнь Галины никогда не будет наполнена любовью и счастьем без мужа, но «так больше быть не может!». Вот-вот налаживающиеся радостные взаимоотношения с Ириной прерываются неожиданной смертью отца героя, и в это же время жена решает покинуть его навсегда. Трагедия жизни Виктора Зилова неоспорима, но и неочевидна. Когда товарищи случайно заходят к герою домой и застают того в попытке совершения самоубийства, они истинно удивляются: -- «Витя… Что с тобой? С ума ты сошёл, что ли?». Зритель поражен не меньше. Дурной человек на протяжении трёх часов практически без зазрений совести совершал гадкие поступки, а теперь он решил за всё ответить? «Жизнь, в сущности, проиграна», и неудивительно, ведь прожита она была не достойно, оттого и не возникает ощущения абсолютной трагедии в финале. Но жизнь эта не закончена.

утиная охота 2.jpg

Финал спектакля совпадает с началом новой жизни Зилова, к которой его воскрешают пережитые воспоминания. Он впервые спокоен, уверен и твёрдо решает для себя – каким он хочет быть и как жить дальше.

Куралева Полина

Тюнина Аглая



Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»