«Я танцую как дебил» спектакль рязанского областного театра драмы, режиссер — Арсений Кудря

Обращение к современному драматургическому материалу — дело рискованное и увлекательное. Рязанский областной театр драмы не побоялся добавить в свой репертуар спектакль по недавней пьесе своего земляка Игоря Витренко «Я танцую как дебил», чем вызывает несомненное уважение.


Риск же в освоении новой драматургии возникает от того, что в тексте уже есть доступная зрителям острота — сленг, имена популярных музыкальных исполнителей, понятные сюжетные перипетии, в общем, материалы, по которым наблюдатель, скорее всего, быстро узнает свою повседневную жизнь. И создателям спектакля важно не останавливаться на этапе «узнавания», а проникнуть на более глубокий уровень — затронуть чувствительный нерв публики, по-своему раскрыв содержание. Жанр спектакля Арсения Кудри обозначен как драмеди, однако во время действия иногда слышатся трагические ноты (хоть и достаточно робко), что как раз добавляет истории масштабности.


Зрительские места расположены по две стороны от сценической площадки, актеры, таким образом, играют на два направления, что отчасти перекликается с содержанием: героям спектакля важно, как их воспринимает социум. Жителям провинциального города необходимо всегда выглядеть нормальными в глазах других, поэтому, казалось бы, незначительная новость о странном, непривычном для остальных танце в баре взрывает местные паблики. 39-летний Толя через движения проявил свою чувствительную сущность, не подумав о строгой общественной оценке. Он отличается от остальных жителей наивностью и ребячеством — верит в предсказания гадалки, любит мастерить поролоновые модели машин и не задумывается о карьерном росте. Именно своей искренностью, которую не встретишь в других, возможно, более успешных людях он привлекает молодую продавщицу Ксюшу.

я танцую как дебил 1.jpg

Фальшивая среда, в которой живут герои, выражена в довольно аскетичном сценографическом решении Геннадия Скоморохова: практически весь реквизит создан из синтетических материалов — два больших экрана, на которые выводится видео-проекция с нужными локациями (курилка у тц, остановка, площадь у театра и т.д.) и пластиковая трава, свисающая сверху и расположенная внизу небольшой полянкой. Вообще, кричащий ярко-зеленый цвет является акцентным и появляется так или иначе в деталях костюмов всех персонажей.

Несмотря на обилие используемых технических средств, действие, все же, строится на актерских работах, местами весьма качественных и продуманных. Обособленным является введенный режиссером персонаж Прохожего Дмитрия Рахманина. Он с одной стороны выполняет технические задачи спектакля, а с другой является важным художественным решением — это сторонний наблюдатель-интеллигент, на действие никак повлиять не может, но постоянно следит за происходящим.

я танцую как дебил 2.jpg

Толя в исполнении Сергея Невидина не вызывает отвращения своей инфантильностью, наоборот, хочется радоваться его маленьким удачам и поддерживать стремление к лучшей жизни. Его антипод — Достигатор-Фил способен идти напролом, не замечая человеческих чувств. Об этом говорит целеустремленный взгляд и непринужденные жесты Никиты Москового-Руссо, играющего эту роль. В итоге Ксюша (Дарья Егорова) предпочтет настойчивого Фила непосредственному Толе, что заставит главного героя кардинально пересмотреть свою жизнь.

Интересно, что история проигравшего человека, который оказывается морально выше выигравшего — верный мотив розовской драматургии, поэтому спектакль очень тонко и ненавязчиво встраивается в контекст «РозовФеста».

Финал пьесы Витренко неочевиден, однако Арсений Кудря точно верит в то, что Толя способен взять ответственность за свою жизнь и изменить ее в лучшую сторону.

Дроздова Александра, 3 курс театроведческого факультета ГИТИСа

 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»