«Карамазов» Реж. С. Голодницкий, Камерный драматический театр, г. Кострома

Сегодня уникальный день розовского фестиваля, когда зрителям не пришлось выбирать, на какой из возможных спектаклей им хочется пойти: в афише был один, громко звучащий «Карамазов» по «Мальчикам» Виктора Розова.

Интересно, что это в принципе единственная представленная в программе фестиваля постановка по пьесе Виктора Сергеевича (если не считать спектакль «В день свадьбы», представленный в off-программе фестиваля). И судя по сегодняшнему опыту, можно сказать, что работать с драматургией этого замечательного автора сейчас достаточно трудно.

Спектакль Станислава Голодницкого, поставленный в 2021 году в костромском Камерном драматическом театре под руководством Бориса Голодницкого — это грандиозная работа над сложнейшим материалом. В постановке занята большая часть труппы, и невозможно не отметить то, с каким усердием работал каждый артист.

IMG_5198.jpg

Однако, нельзя сказать, что зал безоговорочно принял спектакль. Малый зал КЗЦ «Миллениум», где проходил сегодняшний показ — площадка вовсе не маленькая, а даже побольше некоторых основных сцен больших театров. В связи с этим, есть подозрение, что атмосфера, которая должна возникать в небольшом зале костромского камерного театра, сегодня не возникла — чтобы рассказать о тяжелых переживаниях своих героев, артисты используют сильно утрированные жесты, стараются громко кричать и наполнять роли искусственными интонациями.

IMG_5196.jpg

Из-за того, что реакции изображаются по одной и той же схеме (ровная речь - крик - пауза), появляется монотонность действия. Она подкрепляется и тем, что зритель наблюдает только за сюжетным развитием, но не ощущает сценического. На протяжении всего действия слышится одна и та же мелодия популярного современного композитора Людовико Эйнауди. Музыка сама по себе не имеет активного развития, а повторяющаяся вновь и вновь вовсе тормозит действие. Под эти звуки герои начинают выполнять хореографические вставки, что, к сожалению, не всегда соотносится с драматизмом предыдущих сцен. Эти пластические номера убирают то напряжение, которое так мучительно набиралось актерскими работами.

IMG_5194.jpg

Текст Розова подвергся достаточно сильным изменениям. Часть реплик была опущена, некоторые переделывались и видоизменялись. Собственно, и название произведение стало другим. Режиссер ставит в центр линию Алёшу Карамазова, исполняемого юным Михаилом Жуковым. Его Алёша мужественен и добросердечен, он на самом деле встречается со страстями Достоевского и ищет способ сохранить чистоту души в этом порочном мире.

IMG_5199.jpg

В актерском ансамбле может быть мало партнерских работ, но точно есть желание разобраться со сложными вопросами мироздания, поднимаемых Достоевским, а вслед за ним и Розовым.

 

Дроздова Александра, 3 курс театроведческого факультета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»