«30 сцен о супружеской жизни»

Наравне с постановками по современной драматургии в программу фестиваля вошел спектакль по пьесе Н.А. Островского «Доходное место» Нижегородского ТЮЗа в постановке актёра театра Р. Виктюка – Владимира Даная.


Зрители заранее обрадовались знакомому автору, тем более что этот театральный сезон посвящен юбилею со дня рождения великого русского драматурга. «Доходное место» – одна из самых известных пьес, к которой часто обращаются в наше время.

В спектакле ТЮЗа режиссёр превращает чиновников в сотрудников полиции, таким образом утверждая, что «реалии позапрошлого века сегодняшнему зрителю не очень известны», а значит необходимо предать ей особое современное звучание. С подобным решением можно вести долгий спор, так как классика подобного рода не имеет возраста, срока и смыслы её слышны безо всяких речевых и стилистических корректировок. Подобные правки вносят неизбежные изменения и во внутреннюю структуру действия, упрощая высокий художественный стиль, уничтожая неповторимую атмосферу великой драматургии. Это может быть разрушительно и для сути пьесы. Следуя такому методу, легко остаться лишь на уровне поверхностного пересказа сюжета.

доходное место 1.JPG

Простые, до боли знакомые живые люди, возникающие на страницах пьес Н.А. Островского, будут понятны еще долгие столетия. Читатель жалеет их, восторгается их небольшими победами и готов идти с ними, верить им, любить их. И для этого героям необязательно говорить на молодёжном сленге, следуя современной моде в выборе костюмов. Сравнение режиссёрского решения и оригинальной пьесы неизбежно, так как еще до начала спектакля зритель ожидает прямого обращения к первоисточнику – театр не предупреждает о радикальном вмешательстве в текст. Такого рода подход к классике сейчас не кажется необычным в мире современной режиссуры и вполне возможен.

Художник спектакля – Ольга Кузнецова, создала на сцене модную двухэтажную конструкцию с неоновыми лампами в минималистическом стиле. Декорация выполняет разные задачи, разделяясь на комнаты или в один момент становясь одним целым. Неоновая подсветка так же принимает участие в действии спектакля, в кульминационные моменты разливаясь красной или синей краской по «фасадам». В центре этого сооружения есть что-то вроде коридора с линейной перспективой, на контровом свете которого герои возникают в особенно трагичные моменты их жизни. Это пространство становится и местом унизительного прошения злосчастного доходного места в финале.

доходное место 2.JPG

Развитие сюжета пьесы полностью сохранено в спектакле. Однако в постановке делается акцент на том, что Полина, за неимением образования, выходит замуж по любви за бедного полицейского – Василия Жадова, который из желания быть честным человеком, отказывается от будущего «нормального» полицейского. Он не желает быть взяточником, чинопочитателем и обманщиком. В отличие от Полины, её сестра Юлинька предпочитает жить исключительно в собственное удовольствие, как научила мать: выбирать богатство, а не любовь. После замужества она появляется на сцене в ярко-розовой шубе. Мать довольна браком старшей дочери, ведь бедность ушла, и она наконец-то может ни в чем себе не отказывать. Однако пример финала такого брака зритель видит в семейной линии Вышневских. Успешно ворующего полицейского – Аристарха Владимировича, отдают под суд. Молодая жена – Анна Павловна, не скрывает своих чувств к юному любовнику, а также и презрения к этому отвратительному грязному миру, где расположение женщин покупают, назначая чувствам высокую цену.

В финале зритель остаётся в смешанных ощущениях: вроде бы любовь восторжествовала. Полина остаётся с Василием, который всё же предпочитает трудиться честно, самостоятельно, не брать лёгких денег. Таким образом, жена решает быть помощником своему мужу, следовать его воспитанию, избавляясь от лености и праздности. Но они бедны, оттого несчастны, и получается, что всё же лучше следовать примеру довольствующейся богатствами старшей сестры. Выходит, что в спектакле нет определённого конфликта, и непонятно, зачем вообще обращать внимание на жизнь нищих и несчастных? Для чего брать с них пример? Чтобы в конечном итоге вас не отдали под суд?

доходное место 3.JPG

Грязная, бесчестная, бесчувственная атмосфера преобладает в спектакле. В этом сценическом мире едва заметны тихие отголоски больших и искренних чувств. Практически ничего светлого и вселяющего надежду не возникает. И кажется, это всё же вовсе не то, чем наполнял свои произведения Н.А. Островский. Однако, несмотря на вопросы к режиссёрскому решению, нельзя не оценить достоинства актёрских работ прекрасной труппы Нижегородского ТЮЗа. Их ансамбль стройно звучал на протяжении всего вечера.

С уверенностью можно сказать, что современному театру необходимо обращаться к великой русской классике, не боясь быть старомодным, скучным и неактуальным. Ведь не зря, то, что затронуто творчеством того же Н.А. Островского, звучит со сцены ясно и жизнеутверждающе и по сей день. Надо стремиться воспитывать чуткий слух молодого поколения, который с большой благодарностью и интересом готов разделить всё происходящее на сцене из зрительного зала.

 

Тюнина Аглая

Куралёва Полина

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»