Отец Рафаил (Сергий Симаков) / В полутора метрах от земли

Отец Рафаил: «В полутора метрах от земли человеком себя чувствую»

Сколько ипостасей может соединиться, сплавиться в одной личности? Сколько красок нужно, чтобы написать картину? Художник, священник, иеромонах объединились в Сергее Симакове. Отец Рафаил живет в деревне Загайново под Угличем. Судьба не обделила событиями и встречами с яркими людьми настоятеля храма Михаила Архангела.

Абстракция и авангардизм в обывательском представлении плохо вяжутся с образом священника, но неординарные личности всегда опрокидывали правила. «Правда не в картине, но в том, чего она касается: как бы следа какой-то истины», – написал в свое время организатор знаменитой группы «20 Московских художников» Игорь Снегур. Видимо, эту правду искал молодой выпускник Архитектурного института Сергей Симаков. Малая Грузинская в Москве и те самые знаменитые «20 Московских художников» – это не просто слова для него. На этой улице, в подвале дома № 28, прошло немало времени, когда Сергей Симаков писал сам и наблюдал за работой коллег-друзей.
– Нас в этом подвале показывали как зоопарк, – с улыбкой вспоминает отец Рафаил за чашкой чая. Чтобы попасть в то время в Союз художников, нужно было очень сильно постараться. На Малой Грузинской объединили свободных художников, чтобы мы не слонялись по Москве и могли работать.
В то время Сергей пишет много. Особенно близкие сердцу картины они с женой Еленой решают оставлять себе, и тогда художник делает копии, откладывая оригиналы. Он обращается к христианским мотивам, в его картинах появляются библейские герои и святые. Сергей Симаков расписывает стены в храмах, но большую часть времени работает в своем доме-мастерской под Угличем, в деревне Загайново. Этот дом они с женой Еленой приобрели в 1983 году, чтобы отдыхать от шумной Москвы.
– Суеты в Москве много было, – с грустью говорит художник, – да и там я жил на 14-м этаже, а здесь, в полутора метрах от земли, человеком себя чувствую. Нашли мы здесь себя. И церковь нужно было восстанавливать.
В 2001 году в Ярославле в Художественном музее проходила выставка картин Сергея Симакова. В это время художник сильно болел и перенес операцию. На выставке три картины начали мироточить. Удивительно, но факт – мироточение продолжилось на выставке в Костроме.
Многие картины отца Рафаила сейчас находятся в Угличском музее. «Под благодатным покровом» – постоянно действующая выставка Сергея Симакова.
В 1991 году Сергей Симаков принял сан священника. C того момента изменилось все:
– Поменялся образ жизни, – рассказывает отец Рафаил, – как внешне, так и внутренне.
С тех пор отец Рафаил не написал ни одной светской картины, занявшись только иконописью.
 

Последние записи в блоге

Праведные Иоанн, Григорий и Самодержавие (2)

За четыре дня до праздника Рождества Христова 1908 года отошел ко Господу Великий светильник Православной России  отец Иоанн Кронштадтский. Глубоко-трогательно и поучительно было отношение Царской Семьи к великому молитвеннику – отцу Иоанну Кронштадтскому.

Праведные Иоанн, Григорий и Самодержавие (1)

«Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, - всю эту мощь, сложность, богатство, счастье».
Иван Бунин, 1919г.

Великому нашему писателю вряд ли во всей чудовищности представлялось наше нынешнее отпадение от той России – Святой Руси, началу которого он был свидетелем. И до конца своей жизни, уже вне Родины, он мог быть только сторонним наблюдателем начальных последствий этого отпадения.

Русский писатель старец Григорий (4)

Вот уже двадцать первый год в четверг пятой седмицы Великого Поста мне, как священнослужителю, доводится во всеуслышание читать на утрени вместе с покаянным каноном Преподобного Андрея Критского маленькую книжечку «Житие матери нашей преподобной Марии Египетской».

Русский писатель старец Григорий (3)

Вновь дадим, прежде чем продолжить печатать текст Григория Ефимовича, слово архиепископу Антонию:

- Говорить ли о том, что самым родным, самым святым для себя местом на земном шаре русские люди считают «Матерь Церкви», «Божие жилище», т.е. Святой град Иерусалим, а духовною столицей христианства – Святую гору Афонскую? Далеко не церковный, но понимавший Россию Некрасов, когда взялся доказывать читателю, что русский народ носит в сердце великую идею, великие нравственные стремления и духовный энтузиазм, то изобразил картину, как крестьянская семья слушает повествование странников о Святой Земле и прочих святынях: все тогда стихает в избе, сон отбегает от глаз старых и юных, веретено замерло в руках пряхи, и восторженно умиленные лица мужчин, женщин и детей свидетельствуют наблюдателю о том, что не может пропасть или зачахнуть, или развратиться вконец тот народ, который так глубоко переживает живущую в Христовой Церкви тайну нашего искупления.

Русский писатель старец Григорий (2)

Итак, в 1915 году в Санкт-Петербурге вышла тоненькая книжечка: «Распутин Г.Е. Мои мысли и размышления. Краткое описание путешествия по святым местам и вызванные им размышления по религиозным вопросам». Вышла эта книжечка по настоянию Анны Александровны Вырубовой. Корректором была сама государыня Александра Федоровна.

Русский писатель старец Григорий (1)

Личная наша свобода, будучи, как нас учили «классики», «осознанной необходимостью», должна была бы этой осознанностью определять поведение личности в отношениях с другими свободами других личностей. Иначе «осознанная необходимость» одного полезет на такую же «необходимость» другого с ножом или дрекольем. Свобода «без границ и берегов», «без руля и без ветрил» и т. д., разумно, судя по историческому опыту, до недавнего времени все же в различных художествах регулировались рамками установленных в данный момент, в данном конкретном обществе, правами, - старомодно говоря, -  канонами.

Уверение апостола Фомы

Тяжелой выдалась для нашей Архангельской обители нынешняя зима. Вроде бы и Пост Великий проходил без особых чрезмерных усилий,  но была на душе какая-то тяжесть,  усугублявшаяся не только внешними общественными настроениями,  но и всем вселенским состоянием природного мира,  который, казалось,  своим приобщением к суетливой бесполезности человеческих дел,  смущаясь и через силу,  принимал все же участие в этих делах и от этого все больше сникал, увядал,  тосковал. И каждый день ожидания Пасхальной радости перемежались натянутым,  как струна, напряжением видимого неба,  земли обесполезнившейся,  нахохлившегося леса.

1 2

Популярное в разделе «Авторские колонки»