За четыре дня до праздника Рождества Христова 1908 года отошел ко Господу Великий светильник Православной России отец Иоанн Кронштадтский. Глубоко-трогательно и поучительно было отношение Царской Семьи к великому молитвеннику – отцу Иоанну Кронштадтскому.
«Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, - всю эту мощь, сложность, богатство, счастье».
Иван Бунин, 1919г.
Великому нашему писателю вряд ли во всей чудовищности представлялось наше нынешнее отпадение от той России – Святой Руси, началу которого он был свидетелем. И до конца своей жизни, уже вне Родины, он мог быть только сторонним наблюдателем начальных последствий этого отпадения.
Вот уже двадцать первый год в четверг пятой седмицы Великого Поста мне, как священнослужителю, доводится во всеуслышание читать на утрени вместе с покаянным каноном Преподобного Андрея Критского маленькую книжечку «Житие матери нашей преподобной Марии Египетской».
Вновь дадим, прежде чем продолжить печатать текст Григория Ефимовича, слово архиепископу Антонию:
- Говорить ли о том, что самым родным, самым святым для себя местом на земном шаре русские люди считают «Матерь Церкви», «Божие жилище», т.е. Святой град Иерусалим, а духовною столицей христианства – Святую гору Афонскую? Далеко не церковный, но понимавший Россию Некрасов, когда взялся доказывать читателю, что русский народ носит в сердце великую идею, великие нравственные стремления и духовный энтузиазм, то изобразил картину, как крестьянская семья слушает повествование странников о Святой Земле и прочих святынях: все тогда стихает в избе, сон отбегает от глаз старых и юных, веретено замерло в руках пряхи, и восторженно умиленные лица мужчин, женщин и детей свидетельствуют наблюдателю о том, что не может пропасть или зачахнуть, или развратиться вконец тот народ, который так глубоко переживает живущую в Христовой Церкви тайну нашего искупления.
Итак, в 1915 году в Санкт-Петербурге вышла тоненькая книжечка: «Распутин Г.Е. Мои мысли и размышления. Краткое описание путешествия по святым местам и вызванные им размышления по религиозным вопросам». Вышла эта книжечка по настоянию Анны Александровны Вырубовой. Корректором была сама государыня Александра Федоровна.
Личная наша свобода, будучи, как нас учили «классики», «осознанной необходимостью», должна была бы этой осознанностью определять поведение личности в отношениях с другими свободами других личностей. Иначе «осознанная необходимость» одного полезет на такую же «необходимость» другого с ножом или дрекольем. Свобода «без границ и берегов», «без руля и без ветрил» и т. д., разумно, судя по историческому опыту, до недавнего времени все же в различных художествах регулировались рамками установленных в данный момент, в данном конкретном обществе, правами, - старомодно говоря, - канонами.
Тяжелой выдалась для нашей Архангельской обители нынешняя зима. Вроде бы и Пост Великий проходил без особых чрезмерных усилий, но была на душе какая-то тяжесть, усугублявшаяся не только внешними общественными настроениями, но и всем вселенским состоянием природного мира, который, казалось, своим приобщением к суетливой бесполезности человеческих дел, смущаясь и через силу, принимал все же участие в этих делах и от этого все больше сникал, увядал, тосковал. И каждый день ожидания Пасхальной радости перемежались натянутым, как струна, напряжением видимого неба, земли обесполезнившейся, нахохлившегося леса.