Житие Спиридона Расторгуева

Почему-то, прилагательное "жуткий" мы воспринимаем как страх. Но есть разница между "страшный" и "жуткий". Захватить внимание зрителя можно любым способом.

Труппа Няганского ТЮЗа захватила мое внимание декорациями. Перед глазами предстало белое пустое полотно, лишь посередине возвышались мелкие ярко-красные цветки на тонких стеблях. Герой спектакля "Житие Спиридона Расторгуева" в первой сцене выстреливает себе в сердце, и кровь оставляет размашистую алую кляксу на его белой рубахе. Жутко!

Спектакль соединил в себе рассказ В.М. Шукшина "Сураз" и интервью обычных людей, проживающих рядом с Няганью. В спектакле отсутствуют привычные нам диалоги классического театра. Все построено на чтении актерами прозаического произведения Шукшина и монологах жителей деревни - они собираются за огромным столом и рассказывают о своей жизни. Они рассказывают, что для них любовь, счастливы ли они в жизни, что удерживало их от опрометчивых поступков в трудные моменты, когда они были не в силах контролировать отчаяние.


Спектакль можно условно разделить на две части: в первой половине нас знакомят с личностью Спирьки Расторгуева. Вторая часть повествует о его любви и трагической развязке. Ярко-красные цветки являются символами и того, и другого - их количество на сцене постепенно увеличивается, и таким образом появляется ощущение накала ситуации, я невольно ждала кровавого конфликта.

Любовь - вечная тема. И, хотя рассказ был написан в 1970 г и уже экранизировался, актуальность темы не устарела. Режиссер Филипп Гуревич органично вписал признаки современности - в спектакле присутствуют элементы эротики, по одежде героев мы можем предположить, что подобная история могла бы произойти и в 21 веке. Но способны ли люди 21 века на "Шукшинские страсти"? Посредством композиций света, звука, работы с местом действий Гуревичу удалось транслировать зрителю тактильность рассказа Шукшина. В прозе чувственные моменты переданы текстом, и, на мой взгляд, именно они делают рассказ интересным. Воплотить же их на сцене довольно трудно, но конкретно в этом случае режиссеру удалось!


Произведение заставляет задуматься, способен ли человек, зачатый в грехе, вести праведную жизнь. Прослеживается некое погружение в религию. По сюжету Спирька рожден от внебрачной связи матери с заезжим молодцем. Сей факт сам по себе говорит "жизнь такого человека не будет правильной". Спирька внешне похож на своего отца и, хотя ни разу того не видел, копирует его манеру жить - занимается блудом и разбоем, матерится, ни к чему не стремится (не имеет ни хозяйства, ни семьи). Нам рисуют портрет негодяя, но в то же время противопоставляют негодяя самому себе. Спирька обладает добротой, этим качеством личности не может обладать негодяй. Мы получаем героя и антигероя в одном человеке. Что интересно: режиссер Филипп Гуревич показывает это через сцену, где Спирька дерется сам с собой. Также по режиссуре и работе со светом: прекрасная игра света в моменте, когда мать ведет взрослого Спирьку за руку, но в тени на стене мы видим маленького мальчика - все наглядно и понятно! Для наших родителей мы навсегда остаемся детьми.

После спектакля у меня в голове был вопрос "почему он застрелился? Ведь живут же люди и с разбитым сердцем!". Да, это потребовало размышлений. Мне была понятна страсть, с которой герой не смог совладать, но причина именно самоубийства в спектакле мне не открылась. Я думала. Затем все же прочитала рассказ Шукшина. Теперь все встало на свои места. Внутри героя был еще один конфликт - конфликт на все времена: а что скажут люди? Эта проблема сейчас очень актуальна. Собственно, поэтому фотографии в социальных сетях излучают благополучие. Спирька, побитый на глазах у соседей мужем своей возлюбленной, решил исчезнуть - сгорал от стыда. И, когда он решил исчезнуть, осознал, что исчезать-то ему некуда - у него нет никого, кроме матери, его ничего не держит. Здесь для меня тоже нестыковка, но это больше к автору рассказа, чем к режиссеру. Почему автор решил, что мертвый Спирька для матери лучше, чем опозоренный Спирька? На протяжении всего произведения идет линия с добротой героя. Он думает о матери, когда идет убивать обидчика, и не убивает его, потому что жалеет возлюбленную и мать (она не переживет, когда увидит, как меня поведут). Он думает о матери, когда собирается уехать. В произведении много символизма, есть над чем подумать!


В целом, спектакль смотрится на одном дыхании. В монологах жителей сохранены речевые особенности региона (говор, слова, мировоззрение старшего поколения), все очень живо. Включены элементы интерактива: актер в определенный момент начинает общаться со зрителями. Создается ощущения личного присутствия в событиях.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»